г. Казань |
|
17 июля 2012 г. |
Дело N А57-16199/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Смирновой Е.Г., доверенность от 21.10.2011 N 22,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области - Шамшура Н.П., доверенность от 08.11.2011 N 04-22/016579,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Шамшура Н.П., доверенность от 14.11.2011 N 05-17/63,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Консервный завод "Федеральной службы исполнения наказаний"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2012 (судья Кулапов Д.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Луговской Н.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-16199/2011
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Консервный завод "Федеральной службы исполнения наказаний" (ОГРН 1036405410227) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 3 217 770 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Консервный завод" Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области (далее - инспекция) возместить предприятию из бюджета 3 217 770 рублей налога на добавленную стоимость за 2-й квартал 2010 года (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Предприятие 20.07.2010 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2-ой квартал 2010 года.
23.07.2010 налогоплательщик представил уточненную (корректирующую) налоговую декларацию по налогу за вышеуказанный период. Сумма, исчисленная к возмещению из бюджета, согласно декларации составила 6 018 442 рублей.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации инспекцией вынесено решение от 14.01.2011 N 11320 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислено 323 047 рублей налога на добавленную стоимость, начислено 7010 рублей 26 копеек пени, 41 536 рублей штрафа и решение от 14.01.2011 N 142 об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению, согласно которому отказано в возмещении 6 018 442 рублей налога.
Предприятию выставлено требование об уплате сумм недоимки, пени и штрафа, которое исполнено им в установленный срок.
Полагая, что требование должно включать в расчет пропорции, предусмотренной абзацем 5 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не всю выручку от реализации продукции, а также считая, что налоговым органом не доказано обоснованность методики расчета, использованной в решении от 14.01.2011 N 11320, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что предприятие должно вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость в каждом из трех поименованных в пункте 4 статьи 170 Кодекса случаях использования приобретенных товаров (работ, услуг). Как указали суды, налогоплательщик в нарушении названной нормы в учетной политике предусмотрел и использовал только два способа возмещения налога.
Между тем судебная коллегия считает, что судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Кодекса налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций, подлежащих налогообложению, и операций, освобождаемых от налогообложения в соответствии с этой статьей.
Судами установлено, что предприятие наряду с деятельностью, подпадающей под общий режим налогообложения, осуществляет деятельность, подпадающую под действие подпункта 11 пункта 3 статьи 149 Кодекса, согласно которой не подлежит налогообложению налогом внутрисистемная реализация учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров.
Пунктом 2 статьи 11 Кодекса закреплено, что под учетной политикой понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Налогоплательщиком представлен приказ от 30.12.2009 N 600 "Об утверждении учетной политики на 2010 год", согласно которому учет налога на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, основным средствам и нематериальным активам следует отражать на счете 19 в соответствии с приложением N 1 к данному приказу.
В соответствии названным приложением налогоплательщиком установлены два способа возмещения налога: "100 процентов возмещение", означающий, что сумма налога по данному документу будет возмещаться из бюджета стандартным способом; "Распределение", означающий, что только часть суммы входного налога по данному документу будет возмещаться из бюджета, а остальная часть налога относится на стоимость приобретенных товаров, работ, услуг в месяце, в котором зарегистрировано поступление. По истечению каждого квартала налогоплательщиком определяется коэффициент распределения налога, который равняется отношению выручки от реализации продукции необлагаемой налогом в соответствии со статьей 149 Кодекса к общей выручке (без учета налога) от реализации продукции в текущем квартале.
Суды указали, что доказательств ведения раздельного учета сумм налога в каждом из трех поименованных в пункте 4 статьи 170 Кодекса случаях использования приобретенных товаров (работ, услуг) налогоплательщиком не представлено.
В соответствии пунктом 4 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным, правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
В силу абзаца пятого пункта 4 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых этим налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (абзац седьмой пункта 4 статьи 170 Кодекса).
По мнению судов, учетной политикой предприятия не предусмотрено применение абзаца четвертого пункта 4 статьи 170 Кодекса.
Вместе с тем, налогоплательщиком в арбитражный суд представлен приказ от 31.03.2010 N 37, которым учетная политика предприятия дополнена третьим способом возмещения налога.
Кроме того, как усматривается из решения налогового органа от 14.01.2011 N 11320 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, инспекцией не оспаривается ведение раздельного учета, а оспаривается лишь методика расчета пропорции.
Судебная коллегия считает, что нуждаются в оценке доводы заявителя жалобы о том, что налогоплательщиком представлен: регистр учета операций, подлежащих (не подлежащих) налогообложению, из которого виден расчет коэффициента, применяющегося к "входному" налогу на добавленную стоимость по товарам, используемых в облагаемых и не облагаемых операциях; регистр распределения налога по приобретенным товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам по видам деятельности, подтверждающий, что приобретенные товарно-материальные ценности, работы, услуги, основные средства изначально распределены по облагаемым и не облагаемым операциям. Как указывает предприятие, с учетом вышеуказанных документов налогоплательщик заполнял декларацию, книгу покупок и данные документы подтверждают определение заявителем пропорции способом, указанным в абзаце 5 пункта 4 статьи 170 Кодекса, основываясь на сопоставимых показателях.
Сделав вывод о том, что предприятием не ведется раздельный учет сумм налога в соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 170 Кодекса, суды, основываясь на доводах налогового органа, не проверили их соответствие фактическим обстоятельствам дела, имеющимся документам. Суды не исследовали первичные документы, их соответствие имеющейся учетной политике. При этом в решение суда первой инстанции указано, что методика расчета пропорции, закрепленная в учетной политике предприятия и применяемая налогоплательщиком с 2003 года, не была оспорена в ходе выездной налоговой проверки, проводимой на предприятии в мае-июне 2011 года (в акте от 03.06.2011 N 11/79 в отношении ведения раздельного учета и правильности начисления налога на добавленную стоимость нарушений налоговым органом не установлено).
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо дать надлежащую оценку всем доказательствам по делу и всем доводам налогоплательщика в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 по делу N А57-16199/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия считает, что нуждаются в оценке доводы заявителя жалобы о том, что налогоплательщиком представлен: регистр учета операций, подлежащих (не подлежащих) налогообложению, из которого виден расчет коэффициента, применяющегося к "входному" налогу на добавленную стоимость по товарам, используемых в облагаемых и не облагаемых операциях; регистр распределения налога по приобретенным товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам по видам деятельности, подтверждающий, что приобретенные товарно-материальные ценности, работы, услуги, основные средства изначально распределены по облагаемым и не облагаемым операциям. Как указывает предприятие, с учетом вышеуказанных документов налогоплательщик заполнял декларацию, книгу покупок и данные документы подтверждают определение заявителем пропорции способом, указанным в абзаце 5 пункта 4 статьи 170 Кодекса, основываясь на сопоставимых показателях.
Сделав вывод о том, что предприятием не ведется раздельный учет сумм налога в соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 170 Кодекса, суды, основываясь на доводах налогового органа, не проверили их соответствие фактическим обстоятельствам дела, имеющимся документам. Суды не исследовали первичные документы, их соответствие имеющейся учетной политике. При этом в решение суда первой инстанции указано, что методика расчета пропорции, закрепленная в учетной политике предприятия и применяемая налогоплательщиком с 2003 года, не была оспорена в ходе выездной налоговой проверки, проводимой на предприятии в мае-июне 2011 года (в акте от 03.06.2011 N 11/79 в отношении ведения раздельного учета и правильности начисления налога на добавленную стоимость нарушений налоговым органом не установлено)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2012 г. N Ф06-5448/12 по делу N А57-16199/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3425/13
28.01.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11875/12
14.11.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16199/11
17.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5448/12
28.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2005/12
26.01.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16199/11