г. Казань |
|
02 августа 2012 г. |
Дело N А55-20783/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З. Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., Кузнецов Т.С.)
по делу N А55-20783/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нерудстром", г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия и обязании.
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2012 удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Нерудстром" (далее - ООО "Нерудстром", общество, заявитель) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления ООО "Нерудстром" и нарушении сроков принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Нерудстром" земельных участков площадью 17 459,4 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:25, земельного участка площадью 2399,2 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:26, земельного участка площадью 1352,8 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:27, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод железобетонных изделий (далее - ЖБИ) и обязании ТУ Росимущества в Самарской области принять решение о предоставлении в собственность заявителя указанных земельных участков, направить в адрес общества проект договора купли-продажи с установлением в договоре купли-продажи выкупной цены из расчета 2,5% кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, ООО "Нерудстром" имеет на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: сооружение - трехбункерное приемное устройство с железной дороги, литера 6; нежилое здание - известегасильный цех, литера Р,Р1, нежилое здание - бытовка РБУ, литера С, нежилое здание - склад заполнителя, литера П, нежилое здание - вспомогательное нежилое помещение, литера Т, нежилое здание - бытовое помещение склада керамзита, литера У, сооружение - растворно-бетонный узел с автоматизированной 2-секционной бетонной установкой, литера 16, склад цемента - сооружение, литера Х, нежилое здание - цементник, литера Ц, нежилое здание - приемное устройство склада цемента, литера Ю,Ю1, мазутонасосная N 2, литера Ш, сооружение - бетонно-смесительный узел, литера 34, 34-1, 34-2, 34-3, 34-4, 34-5, 34-6, 34-7 нежилое здание - будка весовая, литера О,О1, сооружение - железнодорожный путь 3 выгрузочный, литера стр2 уп1, сооружение - железнодорожный путь 4 выгрузочный литера стр3 уп2, сооружение литера стр1 стр2 - железнодорожный путь 2 ходовой.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права, сторонами не оспариваются.
Данные объекты недвижимости расположены на земельных участках, находящихся по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки с кадастровыми номерами: 63:01:0335005:25, 63:01:0335005:26, 63:01:0335005:27.
Названные земельные участки образованы путем разделения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:14, в силу положений пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.07.2010. Испрашиваемые земельные участки образованы и поставлены на кадастровый учет 17.03.2006, им присвоены кадастровые номера.
ООО "Нерудстром" обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлениями о предоставлении в собственность указанных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя.
Указанные заявления зарегистрированы в ТУ Росимущества в Самарской области 18.11.2008.
ТУ Росимущества в Самарской области в письме от 29.12.2008 указало на необходимость представления дополнительных документов.
ООО "Нерудстром" 04.03.2009 и 05.03.2009 повторно направил в ТУ Росимущества в Самарской области заявления по испрашиваемым земельным участкам с приложением документов, письмом от 19.05.2009 заявителем в ТУ Росимущества в Самарской области были представлены дополнительные документы.
Письмом от 31.07.2009 ТУ Росимущества в Самарской области сообщило обществу, что испрашиваемые участки не находятся в федеральной собственности, право на них не зарегистрировано, в связи с чем в адрес заявителя выслана копия распоряжения от 23.07.2009 N 888-р для осуществления заявителем действий по регистрации права собственности Российской Федерации.
ООО "Нерудстром" на основании указанного распоряжения осуществлены регистрационные действия и 23.08.2010 в ТУ Росимущества в Самарской области представлены свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности на испрашиваемые земельные участки.
Письмом от 14.02.2011 ООО "Нерудстром" повторно направило в адрес ТУ Росимущества в Самарской области копии документов для приложения к заявкам от 04.03.2009 и 05.03.2009, впоследствии отдельные документы представлены письмом от 03.03.2011, от 15.06.2011, от 11.07.2011 о предоставлении сведений главным управлением Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области об отсутствии на испрашиваемых земельных участках объектов гражданской обороны.
Письмом от 27.07.2011 года ТУ Росимущества в Самарской области сообщило обществу о направлении в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области запросов о предоставлении кадастровых паспортов и сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ТУ Росимущества в Самарской области 10.08.2011 направило заявления ООО "Нерудстром" в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), по результатам рассмотрения которого Росимущество направило поручение ТУ Росимущества в Самарской области о проведении внеплановой проверки, впоследствии 17.11.2011 заявления общества вместе с результатами внеплановой проверки вместе с документами были повторно направлены в адрес Росимущества для подготовки поручения о продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
На дату рассмотрения дела в суде первой инстанции решения по заявлениям ООО "Нерудстром" от 04.03.2009 и 05.03.2009 ТУ Росимущества в Самарской области приняты не были.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судами верно отмечено, что обществом выполнены все требования законодательства, представлены в ТУ Росимущества в Самарской области все необходимые документы.
Территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотреть обращения ООО "Нерудстром" и принять соответствующие решения по заявлению.
Ссылка ТУ Росимущества в Самарской области на отсутствие полномочий необоснованна и не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельных участков, занятых такими объектами.
В результате бездействия ТУ Росимущества в Самарской области не соблюдаются требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами верно указано, что при приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
На земельных участках, являющихся предметом настоящего спора, расположены объекты, которые были ранее отчуждены из государственной собственности.
Указанные объекты были проданы заявителю на основании договоров купли-продажи имущества от 21.02.2002, от 21.05.2002, от 21.12.2001, от 19.03.2002.
Документы, подтверждающие право общества на применение льготной цены, были приложены к заявлениям в адрес руководителя ТУ Росимущества в Самарской области.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Полномочия ТУ Росимущества в Самарской области определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с пунктом 4.1. Положения, ТУ Росимущества в Самарской области осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передач) прав собственности на это имущество.
Анализ полномочий ТУ Росимущества в Самарской области, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно оно является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Пунктом 4.8 Положения, на который ссылается ТУ Росимущества в Самарской области, не предусмотрено наличие или необходимость "поручений" Росимущества в адрес территориальных управлений для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений.
Также подобные "поручения" не предусмотрены положениями Земельного Кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали верный вывод об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы судов о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 по делу N А55-20783/2011оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.1. Положения, ТУ Росимущества в Самарской области осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передач) прав собственности на это имущество.
Анализ полномочий ТУ Росимущества в Самарской области, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно оно является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Пунктом 4.8 Положения, на который ссылается ТУ Росимущества в Самарской области, не предусмотрено наличие или необходимость "поручений" Росимущества в адрес территориальных управлений для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений.
Также подобные "поручения" не предусмотрены положениями Земельного Кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 августа 2012 г. N Ф06-5900/12 по делу N А55-20783/2011