г. Самара |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А55-20783/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Нерудстром" - Власова Н.В., доверенность от 24.01.2012 года,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2012 года по делу N А55-20783/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Нерудстром" (ОГРН 1036300000439), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нерудстром" (далее по тексту - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления ООО "Нерудстром" и нарушении сроков принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Нерудстром" земельных участков площадью 17 459,4 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:25, земельного участка площадью 2399,20 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:26, земельного участка площадью 1352,8 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:27, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ и обязании Территориального управления Росимущества принять решение о предоставлении в собственность заявителя указанных земельных участков, направить в адрес Общества проект договора купли-продажи с установлением в договоре купли-продажи выкупной цены из расчета 2,5% кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, отказать заявителю в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно п.п. "б" п. 4.8 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 г. N 278, Территориальное управление по поручению Росимущества осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя ответчика.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Нерудстром" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Нерудстром", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Нерудстром" имеет на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: сооружение - трехбункерное приемное устройство с ж/д дороги, литера 6; нежилое здание - известегасильный цех, литера Р,Р1, нежилое здание - бытовка РБУ, литера С, нежилое здание - склад заполнителя, литера П, нежилое здание - вспомогательное нежилое помещение, литера Т, нежилое здание - бытовое помещение склада керамзита, литера У, сооружение - растворно-бетонный узел с автоматизированной 2-х секционной бетонной установкой, литера 16, склад цемента - сооружение, литера Х, нежилое здание - цементник, литера Ц, нежилое здание - приемное устройство склада цемента, литера Ю,Ю1, мазутонасосная N 2, литера Ш, сооружение - бетонно-смесительный узел, литера 34,34-1,34-2,34-3,34-4,34-5,34-6,34-7 нежилое здание - будка весовая, литера О,О1, сооружение - железнодорожный путь 3 выгрузочный, литера стр2 уп1, сооружение - железнодорожный путь 4 выгрузочный литера стр3 уп2, сооружение литера стр1 стр2 - железнодорожный путь 2 ходовой.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями Свидетельств о государственной регистрации права и не оспариваются сторонами (том 1 л.д. - 59-74).
Данные объекты недвижимости расположены на земельных участках, находящихся по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки со следующими кадастровыми номерами: 63:01:0335005:25, 63:01:0335005:26, 63:01:0335005:27.
Поименованные земельные участки образованы путем разделения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:14 и в силу положений пункта 2 статьи 214 ГК РФ являются федеральной собственностью, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права от 22.07.2010 года (том 2 л.д. - 26-28). Испрашиваемые земельные участки образованы и поставлены на кадастровый учет 17 марта 2006 года, им присвоены кадастровые номера (том 1 л.д. - 75-113, 114-126, 127-134).
Заявитель обратился в Территориальное Управление с заявлениями о предоставлении в собственность указанных выше земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя.
Указанные заявления зарегистрированы в Территориальном управлении 18 ноября 2008 года ( том 1 л.д. - 11-16).
В ответ на заявление общества Теруправление в своем письме от 29.12.2008 года указало на необходимость представления дополнительных документов (том 1 л.д. - 17-19).
04 и 05 марта 2009 года заявитель продублировал заявления в Теруправление по испрашиваемым участкам с приложением документов ( том 1 л.д. - 20-26), письмом от 19.05.2009 года заявителем также были представлены дополнительные документы в адрес Росимущества по Самарской области (л.д. - 27 том 1).
Письмом от 31.07.2009 года Территориальное управление сообщило обществу, что испрашиваемые участки не находятся в федеральной собственности, право на них не зарегистрировано, в связи с чем в адрес заявителя выслана копия распоряжения N 888-р от 23.07.2009 года для осуществления заявителем действий по регистрации права собственности Российской Федерации ( л.д. - 28-33, том 1).
Заявителем на основании указанного распоряжения осуществлены регистрационные действия и 23.08.2010 года представлены в адрес Территориального управления свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности на испрашиваемые земельные участки (том 1 л.д. - 34-36).
Письмом от 14.02.2011 года заявителем повторно в адрес Территориального управления направлены копии документов для приложения к заявкам от 04 и 05 марта 2009 года (том 1 л.д. - 37-41), впоследствии отдельные документы представлены письмом от 03 марта 2011 года (том 1 л.д. - 42-43), от 15.06.2011 года, от 11.07.2011 года о предоставлении сведений ГУ МЧС по Самарской области об отсутствии на испрашиваемых земельных участках объектов гражданской обороны (том 1 л.д. - 47).
Письмом от 27.07.2011 года Территориальное управление сообщило Обществу о направлении в адрес Управления Росреестра по Самарской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области запросов о предоставлении кадастровых паспортов и сведений из ЕГРП (том 1 л.д. - 48).
10.08.2011 года Территориальное управление направило заявления ООО "Нерудстром" в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (том 1 л.д. - 49-56), по результатам рассмотрения которого ФАУГИ направило поручение территориальному управлению о проведении внеплановой проверки, впоследствии заявления Общества вместе с результатами внеплановой проверки вместе с документами повторно были направлены 17.11 2011 года в адрес ФАУГИ для подготовки поручения о продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении в собственность ООО "Нерудстром" земельных участков, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
На дату вынесения судебного акта решения по заявлениям ООО "Нерудстром" от 04 марта и 05 марта 2009 года территориальным управлением приняты не были.
В обосновании своей позиции территориальное управление в отзыве и в судебном заседании пояснило, что при отсутствии конкретного поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом Территориальное управление не вправе принять соответствующее решение и готовить проекты договоров купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 11 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом верно отмечено в решении, что обществом выполнены все требования законодательства, представлены в Территориальное управление все необходимые документы.
Довод заинтересованного лица в судебном заседании и в отзыве о том, что Территориальное управление не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объекта недвижимого имущества, и осуществляет указанные полномочия исключительно по конкретному поручению Федерального агентства, правомерно отклонен судом.
Территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный статьей 36 ЗК РФ рассмотреть обращения ООО "Нерудстром" и принять соответствующие решения по заявлению.
Ссылка Теруправления Росимущества в Самарской области на отсутствие полномочий необоснованна и не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельных участков, занятых такими объектами.
Правомерность данных выводов нашла свое отражение в многочисленной судебной практике - Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.2009 года по делу N А66-3687/2009, Постановление ФАС Поволжского округа по делу N А55- 38994/2009 от 06.10.2010 года.
Суд сделал правильный вывод о том, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не соответствует положениям статьи 36 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом также правильно указано в решении, что при приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий".
Любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
На земельных участках, являющихся предметом настоящего спора, расположены объекты, которые были ранее отчуждены из государственной собственности.
Указанные объекты были проданы заявителю на основании Договоров купли-продажи имущества от 21.02.2002 года ( том 1 л.д. - 147-153) от 21 мая 2002 года ( том 2 л.д. - 1-7) от 21 декабря 2001 года (том 2 л.д. - 8-16) от 19 марта 2002 года (том 2 л.д. - 17-25).
Документы, подтверждающие право Общества на применение льготной цены, были приложены к заявлениям в адрес руководителя Территориального управления.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем обязания заинтересованного лица принятия в месячный срок решений о предоставлении в собственность ООО "Нерудстром" следующих земельных участков:
- площадью 17459,4 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:25,
- площадью 2399,20 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:26,
- площадью 1352.8 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:27, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ. и направления в адрес ООО "Нерудстром" проектов договоров купли-продажи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельных участков.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278.
В соответствии с пунктом 4.1. Положения, Теруправление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 374 от 01.11.2008 года территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передач) прав собственности на это имущество.
Анализ полномочий Теруправления, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Пунктом 4.8 Положения, на который ссылается ТУ Росимущества в Самарской области, не предусмотрено наличие или необходимость "поручений" Росимущества в адрес Теруправления для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений.
Также подобные "поручения" не предусмотрены положениями Земельного Кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2012 года по делу N А55-20783/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
...
В соответствии с пунктом 4.1. Положения, Теруправление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 374 от 01.11.2008 года территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передач) прав собственности на это имущество.
Анализ полномочий Теруправления, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Пунктом 4.8 Положения, на который ссылается ТУ Росимущества в Самарской области, не предусмотрено наличие или необходимость "поручений" Росимущества в адрес Теруправления для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений.
Также подобные "поручения" не предусмотрены положениями Земельного Кодекса РФ."
Номер дела в первой инстанции: А55-20783/2011
Истец: ООО "Нерудстром"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области