г. Казань |
|
02 августа 2012 г. |
Дело N А12-15329/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - Караваевой О.Г., доверенность от 11.07.2012 N 1843/09,
Вахрушевой Г.А., доверенность от 24.07.2012 N 1963/09,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Светлоярском районе Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.01.2012 (судья Селезнев И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 (председательствующий судья Пригарова Н.Н., судьи Луговской Н.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-15329/2011
по заявлению муниципального унитарного предприятия Светлоярского городского поселения "Светлоярский комплекс жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 3426013653, ОГРН 1103458000601) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Светлоярском районе Волгоградской области о признании недействительными решений пенсионного фонда и о возложении на ответчика обязанности по возврату 61 750 рублей 25 копеек, при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Промсвязьбанк", конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Светлоярского городского поселения "Светлоярский комплекс жилищно-коммунального хозяйства" Орлова Сергея Викторовича, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Светлоярского городского поселения "Светлоярский комплекс жилищно-коммунального хозяйства" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Светлоярском районе Волгоградской области (далее - управление, пенсионный фонд) от 03.08.2011 N 04402690018922, решения от 18.08.2011 N 044 026 11 ВД 0030730, действий управления по направлению в адрес открытого акционерного общества "Промсвязьбанк" Волгоградский филиал для исполнения инкассовых поручений от 18.08.2011 N 04402670113682, 04402670113683, 04402670113684, 04402670113685, 04402670113686, 04402670113687, 04402670113688, 04402670113689. Предприятие также просило обязать управление возвратить на расчетный счет списанных 61 750 рублей 25 копеек страховых взносов (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Промсвязьбанк" (далее - банк), конкурсный управляющий предприятия Орлов Сергей Викторович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.01.2012 заявление предприятия о возложении на управление обязанности по возврату на расчетный счет взысканной суммы страховых взносов в размере 54 896 рублей 06 копеек оставлено без рассмотрения. В остальной части заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2011 по делу N А12-7352/2011 принято к производству заявление предприятия о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением от 10.06.2011 по делу N А12-7352/2011 в отношении предприятия введена процедура наблюдения.
Управлением в адрес предприятия направлено требование от 21.07.2011 N 04402640120886 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 09.08.2011.
Неисполнение предприятием данного требования в установленный срок послужило основанием для вынесения решения от 18.08.2011 N 044 026 11 ВД 0030730 о взыскании страховых взносов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
На основании данного решения управлением в адрес банка направлены инкассовые поручения на списание заявленных средств от 18.08.2011 N 04402670113682 на сумму 194 191 рублей, от 18.08.2011 N 04402670113683 на сумму 2091 рублей 24 копейки, от 18.08.2011 N 04402670113684 на сумму 32 371 рублей, от 18.08.2011 N 04402670113685 на сумму 384 рубля 60 копеек, от 18.08.2011 N 04402670113686 на сумму 37 031 рублей, от 18.08.2011 N 04402670113687 на сумму 420 рублей 06 копеек, от 18.08.2011 N 04402670113688 на сумму 23 004 рублей, от 18.08.2011 N 04402670113689 на сумму 271 рубль.
Не согласившись с вынесенным решением, постановлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов и действиями пенсионного фонда по направлению инкассовых поручений в банк, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что постановление пенсионного фонда от 03.08.2011 N 04402690018922 о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, вынесено в отношении сумм, подлежащих включению в реестр требований кредиторов после введения в отношении предприятия процедуры наблюдения. Требование от 21.07.2011 N 04402640120886 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов оформлено с нарушением положений статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), поскольку содержит только общую сумму недоимки без указания периодов, за которые она образовалась и сроков ее уплаты, с которых производится исчисление пени. Суды признали, что неуказание пенсионным фондом в названном требовании информации о периоде возникновения недоимки и сроке ее уплаты не позволяет объективно установить, что решение от 18.08.2011 N 044 026 11 ВД 0030730 принято в отношении текущих платежей предприятия. Поэтому вынесенное в связи с его неисполнением решение о взыскании указанных в требовании сумм страховых взносов и пени за счет денежных средств на счетах в банке налогоплательщика, а также действия пенсионного фонда по направлению в адрес банка для исполнения инкассовых поручений являются незаконными.
Между тем судебная коллегия считает, что судами не учтено следующее.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что текущими являются только те денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
Требования пенсионного фонда связаны с наличием у должника задолженности по страховым взносам, порядок и сроки уплаты которых регулируются положениями Закона о страховых взносах.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о страховых взносах расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (часть 2 статьи 10 названного закона).
Согласно части 3 статьи 15 Закона о страховых взносах в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Частью 4 статьи 15 названного Закона предусмотрено, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 8 и 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) также не является основанием для признания указанного авансового платежа в качестве текущего. В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.
Суды указали, что из требования пенсионного фонда от 21.07.2011 N 04402640120886 невозможно установить период возникновения и срок уплаты платежей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Закона о страховых взносах требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (пункт 5 статьи 19 Закона о страховых взносах).
Форма решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (Форма 1 - ФР, 5-ПФР).
Как усматривается из материалов дела, требование от 21.07.2011 N 04402640120886 и решение от 18.08.2011 N 044 026 11 ВД 0030730 соответствует формам, установленным вышеуказанным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
При этом, как отмечает заявитель жалобы, одновременно с требованием в адрес плательщика были направлены расчеты, подтверждающие начисленные в требовании суммы пеней с отражением обязательных данных о дате возникновения недоимки, сумме задолженности, по которой начислены пени, периоде начисления и ставках пеней. Суммы задолженности в требовании подтверждены и совпадают с представленным предприятием отчетом РСВ-1 за отчетный период полугодие 2011 года. Поэтому, управление считает, что имеющаяся информация позволяет идентифицировать период, за который производится взыскание задолженности.
Судебная коллегия считает, что выводы судов не обусловлены надлежащим исследованием и оценкой фактических обстоятельств дела.
При рассмотрении дела судами с учетом изложенных положений Закона о банкротстве не исследован вопрос о квалификации оспариваемых сумм обязательных платежей в качестве текущих или подлежащих включению в реестр требований кредиторов.
При таких обстоятельствах судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью устранения вышеуказанных нарушений и вынесения решения по делу, основанного на правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.01.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 по делу N А12-15329/2011 в обжалуемой части отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 8 и 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
...
Форма решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (Форма 1 - ФР, 5-ПФР).
...
При рассмотрении дела судами с учетом изложенных положений Закона о банкротстве не исследован вопрос о квалификации оспариваемых сумм обязательных платежей в качестве текущих или подлежащих включению в реестр требований кредиторов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 августа 2012 г. N Ф06-5398/12 по делу N А12-15329/2011
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-15329/11
02.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5398/12
05.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1670/12
10.01.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-15329/11