г. Казань |
|
07 августа 2012 г. |
Дело N А72-6305/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2011 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Марчик Н.Ю., Кузнецов В.В.)
по делу N А72-6305/2011
по заявлению Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконными решения, предписания,
с участием третьих лиц: мэрии города Ульяновска, общества с ограниченной ответственностью "Группа КА", г. Ульяновск, открытого акционерного общества "Корпорация развития Ульяновской области", г. Ульяновск, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконными решения от 25.05.2011 и предписания от 25.05.2011 N 17 по делу N 7252/04-2011.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2011 признаны незаконными решение от 25.05.2011 по делу N 7252/04-2011 в части пунктов 1, 3, 4 и предписание N 17 (исходящие от 25.05.2011 N 3115-04) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Управление, антимонопольный орган).
Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета.
В остальной части требований суд отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2011 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, отказать Комитету в заявленных требованиях и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено материалами дела, 17.09.2009 в мэрию от общества с ограниченной ответственностью "Группа КА" (далее - ООО "Группа КА") поступило письменное обращение, содержащее просьбу дать разъяснения о возможности размещения автостоянок в следующих районах города Ульяновска: Ленинский, Железнодорожный и Засвияжский район, не содержащее каких-либо ориентиров испрашиваемых земельных участков.
На данное обращение Комитетом в адрес ООО "Группа КА" было направлено письменное предложение о предоставлении схем размещения испрашиваемых земельных участков с указанием их площадей.
В газете "Ульяновск сегодня" в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации 23.10.2009 была дана публикация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1500,0 кв.м, для целей, не связанных со строительством, для размещения в Засвияжском районе - автомобильной стоянки, западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева N 18 (газета "Ульяновск сегодня" от 23.10.2009 N 82, пятница, стр. 13).
В мэрию 07.12.2009 поступило обращение ООО "Группа КА" о подготовке и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории по адресу: ул. Шигаева, д. 18, западнее ГСК "Квант", которое не содержало сведения о площади испрашиваемого земельного участка.
Комитет уведомил ООО "Группа КА" о подготовке схемы расположения указанного земельного участка западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, 18 в Засвияжском районе г. Ульяновска на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и направлении такой схемы на согласование в структурные подразделения мэрии.
Обращение об утверждении схемы расположения земельного участка западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, 18, для размещения стоянки на земельном участке площадью 1499,4 кв.м поступило в мэрию от ООО "Группа КА" 25.01.2010.
Комитет уведомил ООО "Группа КА" о подготовке проекта постановления главы города и листа согласования об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, 18 на кадастровом плане и предложил ООО "Группа КА" о необходимости направления их представителя в Комитет для согласования указанных проекта и листа.
Позже ООО "Группа КА" представило иную схему расположения испрашиваемого земельного участка, расположенного рядом с первоначально заявленным участком, и в отношении которого на стадии согласования схемы расположения было установлено, что границы такого участка находятся в пределах иного и уже сформированного для целей, связанных со строительством, земельного участка площадью 5000 кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, 5 микрорайон УЗТС, западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, поставленного на кадастровый учет 25.03.2009, схема расположения которого была утверждена постановлением мэрии от 13.02.2009 N 1070 "Об утверждении схемы расположения земельного участка в 5 микрорайоне УЗТС в Засвияжском районе г. Ульяновска на кадастровом плане", и в отношении которого, пунктом 1.4. постановления мэрии от 05.08.2010 N 4118 "Об аукционах по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в Засвияжском районе г. Ульяновска" было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды под строительство многоуровневого паркинга. В последующем такой земельный участок был продан на торгах.
Мэрия г. Ульяновска 24.01.20011 уведомила ООО "Группа КА" об отзыве ответов Комитета от 10.12.2009 N 01-13/10106, 03.02.2010 N 01-13/837, как ошибочно подготовленных.
ООО "Группа КА" обратилось в Управление с заявлением на незаконные действия мэрии г. Ульяновска при выделении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Антимонопольным органом 21.02.2011 возбуждено дело N 59 по признакам нарушения мэрией г. Ульяновска и Комитетом части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), выразившегося в не обеспечении Комитетом разработки схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, и невыдаче утвержденной схемы заявителю, при условии публикации о возможном предоставлении земельного участка, расположенного западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, 18 в Засвияжском районе г. Ульяновска; в бездействии мэрии г. Ульяновска по вопросу принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, 18 в Засвияжском районе, для размещения автостоянки.
Управлением 25.05.2011 по итогам рассмотрения дела принято решение и выдано Комитету предписание N 17.
В соответствии с пунктом 1 решения действия Комитета были признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении порядка предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, что повлекло необоснованное препятствование деятельности ООО "Группа КА".
Пунктом 2 решения в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях мэрии г. Ульяновска, рассмотрение дела N 7252/04-2010 в отношении мэрии г. Ульяновска было прекращено.
Пунктом 3 решено выдать Комитету предписание об обеспечении конкуренции путем обеспечения контроля за выполнением требований, закрепленных в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов о выделении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 4 решено передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Исходя из указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Ульяновска утвержден решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90.
Согласно пункту 7 статьи 15 Порядка, при отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании, Комитет в течение двух недель с момента поступления заявления обеспечивает публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно).
В месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает разработку схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждение схемы постановлением мэрии города Ульяновска и выдачу (направление) утвержденной схемы заявителю (пункт 8). Согласно части 2 статьи 1 целями Закона о защите конкуренции являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Оспариваемым решением действия Комитета были признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
По смыслу статьи 15 Закона о конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Оспариваемым решением отражено нарушение антимонопольного запрета, установленного пунктом 2 статьи 15 Закона о конкуренции, а именно: Комитет как уполномоченный орган обязан был выдать ООО "Группа КА" схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, однако Комитетом, в предусмотренные пунктами 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации сроки, такая схема не была выдана ООО "Группа КА";
Комитет подготовил схему расположения земельного участка по заявлению ООО "Группа КА" с измененной схемой расположения земельного участка при его наложении на иной земельный участок, сформированный с целью выставления на торги, что повлекло нарушение законных интересов заявителя; незаконными являются действия Комитета при подготовке и согласовании схемы расположения испрашиваемого ООО "Группа КА" земельного участка, поскольку отсутствовали основания, препятствующие предоставлению первоначально испрашиваемого земельного участка ООО "Группа КА".
Суды первой и апелляционной инстанции, признавая указанные выше доводы Управления не соответствующим нормам антимонопольного законодательства и имеющимся в деле доказательствам, правомерно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела 25.03.2009 земельный участок площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, 5 мкр. УЗТС, западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, был поставлен на государственный кадастровый учет.
В мэрию города Ульяновска 07.12.2009 поступило обращение от ООО "Группа КА" с просьбой подготовить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного по адресу: ул. Шигаева, 18, западнее ГСК "Квант". В последующем ООО "Группа КА" представило иную схему расположения земельного участка - рядом с заявленным ранее участком, который вошел в границы в пределах уже сформированного земельного участка, прошедшего кадастровый учет.
Комитет не отказывал ООО "Группа КА" в удовлетворении его заявлений о предоставлении ему земельных участков. Последний вариант испрашиваемого ООО "Группа КА" земельного участка вошел в границы земельного участка, сформированного уполномоченным органом и выставленного на торги в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что Комитет должен был учесть границы земельного участка, сформированные с целью предоставления его на торгах были исследованы судами и правомерно отклонены, так как они не соответствуют положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которой орган местного самоуправления утверждает схему на основании поступившего заявления, а не по собственному усмотрению.
Таким образом, Комитетом схема расположения земельного участка была согласована, процедура, предусмотренная статьей земельным законодательством, была соблюдена, однако в дальнейшем схема расположения земельного участка на кадастровом плане была изменена самим ООО "Группа КА".
Кроме того, как установлено судами, на момент подачи заявления, участок был сформирован и не мог быть предоставлен ООО "Группа КА" или кому-либо другому, на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подпадают не любые решения и действия публичных органов власти (осуществляющих их функции организаций и органов), препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Доказательств того, что Комитетом совершались какие-либо действия, направленные на необоснованное препятствование в осуществлении деятельности в отношении ООО "Группа КА" и что рассматриваемые действия Комитета привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в материалах дела не имеется.
Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую юридическую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 по делу N А72-6305/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы ответчика о том, что Комитет должен был учесть границы земельного участка, сформированные с целью предоставления его на торгах были исследованы судами и правомерно отклонены, так как они не соответствуют положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которой орган местного самоуправления утверждает схему на основании поступившего заявления, а не по собственному усмотрению.
Таким образом, Комитетом схема расположения земельного участка была согласована, процедура, предусмотренная статьей земельным законодательством, была соблюдена, однако в дальнейшем схема расположения земельного участка на кадастровом плане была изменена самим ООО "Группа КА".
Кроме того, как установлено судами, на момент подачи заявления, участок был сформирован и не мог быть предоставлен ООО "Группа КА" или кому-либо другому, на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подпадают не любые решения и действия публичных органов власти (осуществляющих их функции организаций и органов), препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2012 г. N Ф06-6302/12 по делу N А72-6305/2011