г. Казань |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А55-21441/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Козлова П.С., доверенность от 23.12.2011 N 44; Дубровской О.А., доверенность от 09.11.2011 N 40; Сухойван О.Ю., доверенность от 09.11.2011 N 39,
ответчика - Суркина С.А., доверенность от 01.11.2011 N 30; Алиевой К.О., доверенность от 28.11.2011 N 48; Комковой И.Т., доверенность от 26.07.2012 N 12-22/0052; Комковой И.Т., доверенность 10.08.2012 N 52,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012
по делу N А55-21441/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр", г. Тольятти (ОГРН 1096320014999), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти, о признании незаконным решения,
с участием третьего лица - государственного учреждения Центр занятости населения городского округа Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр" (далее - ООО "Реформинг-центр", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 05.08.2011 N 03-09/4099 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012, заявленные требования удовлетворены.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на нарушения судами норм материального права.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 14.08.2012, после которого заседание продолжено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации заявителя по налогу на прибыль за 12 месяцев 2010 года.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены проверяющими в акте проверки от 20.06.2011 N 03-09/8843/1776.
Решением от 05.08.2011 N 03-09/4099 заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 10 767 054 руб. 60 коп., обществу исчислены и предложены к уплате пени по налогу на прибыль в сумме 1 908 610 руб. 21 коп., предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 53 835 273 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 03.10.2011 в удовлетворении апелляционной жалобы общества отказано.
Посчитав, что решение инспекции не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для доначисления налога и привлечения к ответственности явились следующие обстоятельства:
В 2010 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области" в адрес ООО "Реформинг-центр" были перечислены субсидии согласно заключенных договоров Центром занятости населения г.о. Тольятти в сумме 1 088 360 руб. на следующие цели:
- возмещение затрат на плату труда;
- возмещение затрат на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтаж оборудования и иных видов временных работ;
- возмещение затрат на оплату стоимости профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, на оплату стоимости проезда к месту обучения туда и обратно, проживания в период обучения и суточных расходов.
Фактически использовано в 2010 году на указанные цели 819 184 057 руб.
В целях налогообложения прибыли финансирование в сумме 819 184 057 руб. отражено в составе внереализационных доходов по строке 020 Листа 02 декларации по налогу на прибыль.
Государственным учреждением Центр занятости населения г.о. Тольятти на запрос о представлении информации по выплаченным ООО "Реформинг-центр" субсидиям представлен ответ о выплате в 2010 году субсидий ООО "Реформинг-центр" в общей сумме 1 088 360 419 руб. 26 коп. Представлены копии договоров от 19.03.2010 N 709, от 19.03.2010 N 727, от 19.03.2010 N 726 с дополнительными соглашениями, копии отчетов о расходовании субсидий, копии платежных документов на перечисление субсидий.
Из анализа представленных отчетов о расходовании субсидий следует, что сумма использованных в 2010 году средств субсидий без учета остатка предыдущего периода составила всего 864 318 505 руб.: по договору от 19.03.2010 N 709 в размере 648 030 875 руб. (680 840 697,11-32 809 822), по договору от 19.03.2010 N 726 в размере 216 287 630 руб. (265 747 630-49 460 000), по договору от 19.03.2010 N 727 в размере рублей (остаток на начало года 37 113 138 руб. превышает сумму использованной субсидии в 2010 году 32 272 487 руб. 32 коп.).
В адрес ООО "Реформинг-Центр" направлено сообщение от 02.06.2011 N 03-17/34621 о расхождении суммы использованных субсидий, полученных в 2010 году, в представленных обществом пояснениях и Отчете "о расходовании субсидий, предоставляемых из областного бюджета юридическим лицам-производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам-производителям", предоставленном государственным учреждением Центра занятости населения г.о. Тольятти.
От организации получен ответ о сумме использованных в 2010 году ООО "Реформинг-Центр" субсидий.
По договорам субсидий, заключенным в 2010 году, израсходовано в 2010 году всего 864 318 505,11 руб. (в том числе по договору от 19.03.2010 N 709 израсходовано 648 030 875 руб. 11 коп.; по договору от 19.03.2010 N 726 израсходовано 216 287 630 руб.). Остаток на 31.12.2010 неиспользованных субсидий, полученных в 2010 году, составил 224 041 914 руб. 15 коп..
По договорам субсидий, заключенным в 2009 году (от 08.12.2009 N 1595, от 08.12.2009 N 1596, от 08.12.2009 N 1597), израсходовано в 2010 году всего 114 542 309 руб. Остаток на 31.12.2010 неиспользованных субсидий, полученных в 2009 году, составил 4 840 651 руб.
В целях налогообложения прибыли субсидии в сумме 819 184 057 руб. отражены в составе внереализационных доходов (стр. 020 Листа 02 декларации по налогу на прибыль).
Получение ООО "Реформинг-Центр" субсидий в 2010 году в размере 1 088 360 419 руб. подтверждается выписками банка закрытого акционерного общества Коммерческий банк "Лада-Кредит":
Таким образом, в ходе камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль за 2010 год установлено, что ООО "Реформинг-Центр" в 2010 году получены субсидии в размере 1 088 360 419 руб. Сумма полученных субсидий в целях налогообложения организацией включена в доходы не в полном объеме (в размере 819 184 057 руб.
Налоговый орган в обоснование своего решения о начислении недоимки по налогу на прибыль, пени и штрафа ссылается на то, что согласно пункту 2 статьи 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В целях налогообложения прибыли, как это установлено статьей 250 НК РФ, внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ. Бюджетные субсидии относятся к внереализационным доходам, датой получения которых признается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации (подпункт 2 пункт 4 статьи 271 НК РФ).
С учетом вышеизложенного инспекция пришла к выводу о нарушении пункта 8 статьи 250, подпункта 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ ООО "Реформинг-центр", в результате чего сумма внереализационных доходов за 2010 год занижена на сумму полученных субсидий в размере 269 176 362 руб., соответственно, сумма налога на прибыль за 2010 год занижена на 53 835 272 руб. (269 176 362 руб. * 20).
Суды, отклоняя указанный довод как необоснованный, исходили из следующего.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ предусмотрено, что для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет для доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств.
Безвозмездно полученными следует считать денежные средства, полученные организацией без каких-либо ограничений и условий по их использованию, т.е. вне зависимости от цели их предоставления и что предоставленные заявителю суммы субсидии не могут быть отнесены к безвозмездно полученным денежным средствам, т.к. субсидии предоставлялись заявителю в пределах установленных нормативов на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2009 N 902 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области" в целях компенсации заявителю расходов, понесенных в связи с реализацией строго определенных данным Постановлением мероприятий по обеспечению занятости работников, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области.
При этом судами учтено, что суммы субсидий включались заявителем в состав доходов для целей налогообложения налогом на прибыль, но только при условии осуществления соответствующих расходов, на возмещение которых данная субсидия была предоставлена, по мере их осуществления и в соответствующих размерах.
В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств.
Включение в состав доходов суммы субсидии, перечисленной на счета организации-получателя в счет возмещения понесенных расходов без осуществления данных расходов, противоречит положениям статьи 8 НК РФ, поскольку до осуществления расходов данные суммы субсидии не являются собственностью организации-получателя, а являются бюджетными средствами, в связи с чем не могут быть включены в состав доходов для целей исчисления налогом на прибыль.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что налоговым законодательством прямо не предусмотрен порядок налогообложения рассматриваемых субсидий, и следовательно при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться общими принципами налогообложения, а также содержащимися в НК РФ нормами, регулирующими налогообложение сходных с субсидиями доходов, а именно пунктом 4.1. статьи 271 НК РФ, поскольку полученная обществом субсидия аналогична доходам, порядок признания которых установлен пунктом 4.1. статьи 271 НК РФ, что и было сделано обществом.
Как указано судами, остаток неизрасходованных обществом денежных средств включен им в состав доходов за 2011 год, т.е. в том периоде, когда были понесены расходы на те цели, на которые выделялась субсидия.
При этом суды указали, что поскольку Кодексом прямо не предусмотрен порядок налогообложения рассматриваемых субсидий, то следует руководствоваться положением пункта 4.1 статьи 271 НК РФ.
Между тем судами не учтено, что согласно пункту 4 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
В то же время пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
Однако судами не исследованы эти обстоятельства, вывод судов судебная коллегия считает недостаточно обоснованным и не основанным на фактических обстоятельствах дела, поскольку судами не устанавливалось, было ли решение главного администратора бюджетных средств о возможности использования субсидий, не использованных в текущем финансовом году, в очередном периоде на те же цели при наличии потребности в субсидии.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо дать надлежащую оценку всем доказательствам по делу и всем доводам сторон в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом установленного вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 по делу N А55-21441/2011 отменить.
Данное дело направить в Арбитражный суд Самарской области на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Включение в состав доходов суммы субсидии, перечисленной на счета организации-получателя в счет возмещения понесенных расходов без осуществления данных расходов, противоречит положениям статьи 8 НК РФ, поскольку до осуществления расходов данные суммы субсидии не являются собственностью организации-получателя, а являются бюджетными средствами, в связи с чем не могут быть включены в состав доходов для целей исчисления налогом на прибыль.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что налоговым законодательством прямо не предусмотрен порядок налогообложения рассматриваемых субсидий, и следовательно при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться общими принципами налогообложения, а также содержащимися в НК РФ нормами, регулирующими налогообложение сходных с субсидиями доходов, а именно пунктом 4.1. статьи 271 НК РФ, поскольку полученная обществом субсидия аналогична доходам, порядок признания которых установлен пунктом 4.1. статьи 271 НК РФ, что и было сделано обществом.
Как указано судами, остаток неизрасходованных обществом денежных средств включен им в состав доходов за 2011 год, т.е. в том периоде, когда были понесены расходы на те цели, на которые выделялась субсидия.
При этом суды указали, что поскольку Кодексом прямо не предусмотрен порядок налогообложения рассматриваемых субсидий, то следует руководствоваться положением пункта 4.1 статьи 271 НК РФ.
Между тем судами не учтено, что согласно пункту 4 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
В то же время пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2012 г. N Ф06-6284/12 по делу N А55-21441/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3877/13
20.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-959/13
11.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21441/11
10.10.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-21441/11
14.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6284/12
20.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2651/12
03.02.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21441/11