г. Казань |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А55-20159/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Сахалинец-14"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2012 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А55-20159/2011
по заявлению товарищества собственников жилья "Сахалинец-14" (ОГРН 1036301257519, ИНН 6325032310) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (ОГРН 046300466838, ИНН 6315800812) о признании незаконными постановления и решения,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Сахалинец-14" (далее - ТСЖ "Сахалинец-14", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления начальника отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (далее - административный орган) от 16.08.2011 N 1131 о привлечении к административной ответственности и решения заместителя начальника Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области от 20.09.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия находит их подлежащих отмене.
Как установлено судом, 25.07.2011 заместителем начальника отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский выдано распоряжение N 899 о проведении плановой выездной проверки в отношении ТСЖ "Сахалинец-14" инспектору - Государственному инспектору г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору старшему лейтенанту внутренней службы Ионову С.Ф.
28 июля 2011 года законный представитель ТСЖ "Сахалинец-14" Пшеницына А.И. уведомлена лично под роспись о проведении плановой выездной проверки путем вручения ей копии распоряжения.
Плановая выездная проверка деятельности ТСЖ "Сахалинец-14" по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности осуществлена с 02.08.2011 по 12.08.2011 в присутствии представителя ТСЖ "Сахалинец-14" Пшеницыной А.И. в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Сызрань, пр. Гагарина 27 а, собственником которого является товарищество собственников жилья.
В ходе проверки выявлены нарушения, которые зафиксированы в акте проверки от 12.08.2011 N 899.
По результатам проведения планового мероприятия по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности юридическим лицом ТСЖ "Сахалинец-14" в здании жилого дома по адресу: Самарская область г. Сызрань, ул. Гагарина, 27 а, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- отсутствие разработанной проектной документации на квартиру в многоквартирном доме, в связи с изменение ее функционального назначения, в целях обеспечения в процессе эксплуатации содержания здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной документации;
- на видных местах в помещении председателя заявителя не вывешены таблички с указание номера телефона вызова пожарной охраны;
- эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в административном помещении и теплопункте;
- установка на окнах глухих решеток;
- организация мастерской в техническом этаже, а так же хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов в указанном помещении;
- в наружных стенах технического подполья, не имеющих вытяжной вентиляции, заложены продухи;
- не определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей, отсутствует журнал учета средств пожаротушения;
- отсутствуют порядковые номера нанесенные белой краской на корпусах первичных средств пожаротушения (огнетушителей);
- выходы на кровлю в 1-ом, 2-ом, 3-ом и 4-ом подъездах не выполнены через сертифицированные в области пожранной безопасности противопожарные люки 2-го типа с пределом огнестойкости не менее Е I 30*;
- отсутствует противопожарная дверь в электрощитовой с пределом огнестойкости не менее 0,6 часов;
- не произведена очистка вентиляционных каналов дома от пыли и жировых отложений;
- на люках выхода на крышу и на люках в техническом подполье отсутствует информация о месте нахождения ключа;
- в мусоропроводе отсутствуют клапаны с уплотнением в притворах;
- мусороуборочная камера не защищена по всей площади сплинкерными оросителями;
- отверстия в местах пересечения электропроводов и кабелей не заделаны огнестойким материалом;
- многоквартирное жилое здание не оборудовано эвакуационным аварийным освещением, включаемым автоматически при прекращении электропитания (при аварийном) отключении рабочего (нормального) освещения (проходы и лестничные клетки служащие для эвакуации людей);
- не произведены эксплуатационные испытания наружных эвакуационных лестниц;
- двери эвакуационных выходов закрыты на замок;
- допускается отделка путей эвакуации сгораемыми материалами (полы отделаны досками);
- на проезжей части допущена установка железобетонного блока.
Административным органом 12.08.2011 в отношении ТСЖ "Сахалинец-14" составлен протокол N 1802 об административном правонарушении по части 2 и части 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При составлении протокола об административном правонарушении, представителю ТСЖ "Сахалинец-14" Пшеницыной А.И. разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.4 КоАП РФ, о чем в протоколе имеется ее роспись. Копия протокола вручена Пшеницыной А.И. лично под роспись.
Постановлением от 16.08.2011 N 1131 начальника отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб., за совершение административного правонарушения в условиях особого противопожарного режима, установленного постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011 N 258 "Об установлении "особого противопожарного режима на территории Самарской области", предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ
В Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области 31.08.2011 поступила жалоба от председателя правления ТСЖ "Сахалинец-14" Пшенициной А.И. (входящий N 2650) об отмене постановления от 16.08.2011 N 1131.
Заместителем главного государственного инспектора Самарской области по пожарному надзору 20.09.2011 жалоба на постановление от 16.08.2011 N 1131 рассмотрена.
Постановление оставлено без изменения, а жалоба ТСЖ "Сахалинец-14" без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением об оставлении без изменения постановления о привлечении к административной ответственности от 16.08.2011 N 1131, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказ в удовлетворении заявленного требования мотивирован судом его недоказанностью и неправомерностью.
Между тем судом не учтено следующее.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьями 19, 30 Федерального закона N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях решением органов государственной власти или органов местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности.
Согласно указанным нормам права, постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011 N 258 установлен особый противопожарный режим на территории Самарской области с 31.05.2011 по 30.09.2011.
Статьями 1, 2, 20 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Статьей 17 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность.
Статьей 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный перечень, являются обязательными для применения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Пунктом 82 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) предусмотрено обязательное исполнение разделов 4 (пункты 4.1, 4.4 - 4.9, 4.16, 4.17), 5, 6, 8 (пункты 8.1-8.11, 8.13, 8.14), 9-11 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Наряду с обязательностью соблюдения требований национальных стандартов существует также рекомендательный характер перечня и неприменение включенных в него стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Между тем суд сделал вывод о законности оспариваемого постановления без учета указанного обстоятельства.
Кроме того, судом не дана надлежащая оценка характеру вмененных ТСЖ "Сахалинец-14" правонарушений, учитывая, что часть 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает повышенную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за правонарушения, не подпадающие под части 3-8 статьи 20.4 КоАП РФ.
Части 3-8 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливают ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, либо нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Данные нарушения относятся к нарушениям требований технических регламентов пожарной безопасности к объектам защиты при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты, установленным Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
С принятием данного закона ранее принятые нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие требования технического регулирования в области пожарной безопасности, в том числе и Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.07.2003 N 313, действуют в части, не противоречащей техническому регламенту пожарной безопасности, установленному Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также пункт 2 статьи 4, пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), не могут применяться с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части, устанавливающей технические требования к пожарной безопасности объектов защиты. Вместе с тем в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", и в части, устанавливающей правила пожарной безопасности, не связанной с техническим регулированием объектов защиты, данные правила подлежат применению.
Следовательно, суду необходимо предложить органу пожарного надзора обосновать соответствие указанных им нарушений требованиям Технического регламента, установленным действующим Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", либо самостоятельно установить соответствие либо несоответствие требований Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), указанных в постановлении, требованиям закона.
При этом необходимо дать оценку правомерности квалификации вмененных ТСЖ "Сахалинец-14" нарушений Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, установив, подпадают ли данные нарушения под действие части 1 либо частей 3-8 КоАП РФ (нарушены требования технического регламента или иные правила пожарной безопасности).
При оценке наличия или отсутствия состава административного нарушения, связанного с нарушением требований технических регламентов к объектам защиты, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4 силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Следовательно, при нарушении действующих технических регламентов в объектах защиты, введенных в эксплуатацию в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", орган пожарного надзора должен доказать возможность наступления тяжких последствий при дальнейшей эксплуатации здания, обосновав данный вывод, на основании пункта 2 статьи 6 указанного закона, расчетом пожарного риска.
Учитывая изложенное судебная коллегия находит вывод судов недостаточно обоснованным, а принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
При новом рассмотрении дела, суду следует учесть вышеуказанные недостатки и принять законный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по делу N А55-20159/2011 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), не могут применяться с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части, устанавливающей технические требования к пожарной безопасности объектов защиты. Вместе с тем в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", и в части, устанавливающей правила пожарной безопасности, не связанной с техническим регулированием объектов защиты, данные правила подлежат применению.
Следовательно, суду необходимо предложить органу пожарного надзора обосновать соответствие указанных им нарушений требованиям Технического регламента, установленным действующим Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", либо самостоятельно установить соответствие либо несоответствие требований Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), указанных в постановлении, требованиям закона.
При этом необходимо дать оценку правомерности квалификации вмененных ТСЖ "Сахалинец-14" нарушений Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, установив, подпадают ли данные нарушения под действие части 1 либо частей 3-8 КоАП РФ (нарушены требования технического регламента или иные правила пожарной безопасности).
При оценке наличия или отсутствия состава административного нарушения, связанного с нарушением требований технических регламентов к объектам защиты, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4 силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Следовательно, при нарушении действующих технических регламентов в объектах защиты, введенных в эксплуатацию в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", орган пожарного надзора должен доказать возможность наступления тяжких последствий при дальнейшей эксплуатации здания, обосновав данный вывод, на основании пункта 2 статьи 6 указанного закона, расчетом пожарного риска."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2012 г. N Ф06-5622/12 по делу N А55-20159/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20159/11
14.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5622/12
04.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4207/12
20.03.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2977/12
05.03.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15931/11
21.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20159/11