г. Казань |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А55-32125/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Альбокринова Д.А. (доверенность от 12.08.2011),
ответчика - Герешко Ю.П. (доверенность от 23.11.2011 N 04-069/15077),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сканди" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары о признании незаконным решения от 19.12.2011 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сканди" (далее - заявитель, общество, ООО "Сканди") с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Самары (далее - налоговый орган, инспекция) об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией от 19.12.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 решение суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт. Заявление общества удовлетворено. Признано незаконным решение налогового органа об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией от 19.12.2012.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В отзыве общество возражает против доводов жалобы и просит оставить ее без удовлетворения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
13.04.2011 единственным участником ООО "Сканди" принято решение о ликвидации в добровольном порядке и назначении ликвидатором Мищанюка В.И., о чем направлено уведомление в инспекцию.
21.04.2011 налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица за государственным регистрационным номером 2116311020164, выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 63 N 005253843, внесена запись о назначении ликвидатора за государственным регистрационным номером 2116311020175, а также выдано свидетельство о внесении указанной записи в ЕГРЮЛ серии 63 N 005253844.
27.04.2011 в "Вестнике государственной регистрации", часть 1 N 16 (323) помещена публикация о ликвидации ООО "Сканди" и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: г. Самара, ул. Л.Толстого, д. 131, оф. 3.
18.11.2011 решением единственного участника ООО "Сканди" N 18/11/2011 утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
25.11.2011 налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за государственным регистрационным номером 2116311059819, о чем выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 63 N 005242905.
Решением единственного участника ООО "Сканди" от 29.11.2011 N 29/11/2011 утвержден ликвидационный баланс.
В связи с завершением ликвидационной процедуры, 02.12.2011 в инспекцию ликвидатором ООО "Сканди" по почте направлен предусмотренный статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) пакет необходимых документов, в том числе подписанное заявителем-ликвидатором заявление "О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией", форма Р16001, который был получен налоговым органом 07.12.2011.
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов регистрирующий орган 19.12.2011 принял решение об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица. Основанием для отказа явилось содержание в ликвидационном балансе недостоверных сведений.
Полагая отказ налогового органа незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, согласился с позицией налогового органа, полагая, что представленный заявителем на регистрацию ликвидационный баланс не соответствовал требованиям закона, поскольку не содержал сведений о фактической задолженности заявителя перед бюджетом, выявленной в ходе выездной налоговой проверки.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции, посчитав, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации общества в связи с ликвидацией.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными судом доказательствами и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона о государственной регистрации, а также правоприменительной практикой, суд кассационной инстанции подтверждает правильность выводов, положенных судом апелляционной инстанции в основу принятого по делу судебного акта.
При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются Законом о государственной регистрации. Порядок ликвидации юридического лица регламентирован статьей 63 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с его кредиторами и согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Указанный перечень документов в силу прямого указания пункта 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации является исчерпывающим.
Согласно статье 23 данного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов.
При этом Закон о государственной регистрации не возлагает на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и данных о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия этих документов по форме и содержанию требованиям нормативных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителем на государственную регистрацию в связи с ликвидацией общества в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы. При этом ликвидационный баланс общества свидетельствует об отсутствии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 4 статьи 64 ГК РФ кредитор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица в случае отказа ликвидационной комиссией в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения.
Частью 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (часть 5 статьи 63 ГК РФ).
В силу части 4 статьи 64 ГК РФ, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Анализ названных правовых норм позволяет сделать вывод, что процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обязанность кредитора в установленный срок предъявить соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требований - обязанность оспаривания такого отказа в суде.
В определенный пунктом 1 статьи 63 ГК РФ срок налоговый орган с требованиями о включении задолженности в перечень требований кредиторов ликвидируемого лица не обратился.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, направленное ликвидатору общества по адресу: г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 131, оф. 3, налоговым органом уведомление от 28.09.2011 (до вынесения решения по результатам выездной проверки), согласно которому ориентировочная сумма задолженности по результатам выездной налоговой проверки составляет 38 267 000 руб. без учета штрафа и пени, не является требованием кредитора, в смысле, придаваемом пунктом 1 статьи 63 ГК РФ.
Кроме того, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, 18.11.2011 единственным участником ООО "Сканди" утвержден промежуточный ликвидационный баланс, не содержащий никаких сумм задолженности перед бюджетом, который 25.11.2011 утвержден регистрирующим органом, располагающим полной информацией о ликвидационной процедуре заявителя, в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2116311059819 внесена соответствующая запись и выдано свидетельство серии 63 N 005242905.
По состоянию на 29.11.2011 утвержден ликвидационный баланс, также в отсутствие сведений о наличии оснований для включения в него каких либо сумм задолженности и требований кредиторов.
Из представленного заявителем в регистрирующий орган ликвидационного баланса, основанного на данных бухгалтерского и налогового учета ООО "Сканди" следует, что по состоянию на 29.11.2011 у данного общества отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, пени и штрафов.
Таким образом, ни на момент составления промежуточного ликвидационного баланса, ни на момент составления ликвидационного баланса оснований для уплаты налогоплательщиком налога не имелось, что свидетельствует об отсутствии у налогового органа оснований для вывода о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе по состоянию на 29.11.2011.
Инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у ликвидационной комиссии отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и их выплаты налоговому органу.
Ссылка заявителя жалобы на результаты налоговой проверки также не могут повлиять на правильность вынесенного судебного акта в силу нижеследующего.
Основанием для уплаты налога могут являться мероприятия, но как следует из статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), после вынесения решения и вступления его в законную силу.
Как установлено судом апелляционной инстанции, решение инспекции от 30.09.2011 N 11-11/023 о привлечении ООО "Сканди" к ответственности за совершение налогового правонарушения получено заявителем 03.10.2011, 17.10.2011 вышестоящим налоговым органом принята апелляционная жалоба на указанное решение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 140 НК РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на основании названного пункта не более чем на 15 рабочих дней для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов.
Таким образом, вышестоящий налоговый орган в течение месяца со дня получения жалобы (с 17.10.2011) должен был принять по ней решение.
В установленный срок Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области решение не вынесено.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что по данному делу налоговым органом, выступающем регистрирующим органом и кредитором ликвидируемого лица, допущено злоупотребление правом, выразившееся в том, что он, ссылаясь на наличие долга перед бюджетом, который им не заявлялся, отказывает в совершении регистрационных действий.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно признал необоснованным отказ налогового органа в государственной регистрации в связи с ликвидацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 по делу N А55-32125/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 по настоящему делу, принятое определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.06.2012, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определенный пунктом 1 статьи 63 ГК РФ срок налоговый орган с требованиями о включении задолженности в перечень требований кредиторов ликвидируемого лица не обратился.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, направленное ликвидатору общества по адресу: г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 131, оф. 3, налоговым органом уведомление от 28.09.2011 (до вынесения решения по результатам выездной проверки), согласно которому ориентировочная сумма задолженности по результатам выездной налоговой проверки составляет 38 267 000 руб. без учета штрафа и пени, не является требованием кредитора, в смысле, придаваемом пунктом 1 статьи 63 ГК РФ.
...
Основанием для уплаты налога могут являться мероприятия, но как следует из статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), после вынесения решения и вступления его в законную силу.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 140 НК РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на основании названного пункта не более чем на 15 рабочих дней для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2012 г. N Ф06-5614/12 по делу N А55-32125/2011