г. Казань |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А57-25610/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителя:
истца - Беличенко А.А. (доверенность от 04.05.2012 N 19),
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2012 (судья Братченко В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Камерилова В.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-25610/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) к Комитету финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439028959, ОГРН 1026401410078), муниципальному образованию Балаковский муниципальный район Саратовской области в лице администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области за счет казны муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области задолженности в размере 36 845 899,57 руб.,
третьи лица: муниципальное учреждение Комитет жилищного хозяйства (Служба заказчика) администрации Балаковского района Саратовской области (ИНН 6439055110, ОГРН 1036403912930), районный отдел службы судебных приставов Балаковского района Саратовской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (истец, ОАО "Волжская ТГК", общество) с исковым заявлением к Комитету финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет финансов) о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в размере 36 845 899,57 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Комитета финансов в пользу общества взысканы в порядке субсидиарной ответственности задолженность в размере 36 845 899,57 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 решение суда первой инстанции от 05.03.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет финансов обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что Комитет финансов не является главным распорядителем в отношении средств районного бюджета и бюджетных учреждений, а также не является собственником имущества муниципального учреждения "Комитет жилищного хозяйства Балаковского муниципального образования Саратовской области".
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения вынесенные судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2008 по делу N А57-23837/07 с муниципального учреждения "Комитет жилищного хозяйства Балаковского муниципального образования Саратовской области" (далее - Комитет жилищного хозяйства) в пользу ОАО "Волжская ТГК" взысканы задолженность по договору на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.01.2007 N 61000т, образовавшуюся за период с 01.02.2007 по 31.07.2007, с 01.09.2007 по 31.10.2007 в размере 36 960 379,71 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 000 руб.
22.05.2008 для принудительного исполнения вышеназванного судебного акта выдан исполнительный лист N С 164852, который был передан в Балаковский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области. Производство по указанному исполнительному листу было окончено постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.02.2009 в связи с отсутствием у должника имущества, а затем вновь возбуждено постановлением от 12.11.2008, по которому службой судебных приставов истцу были перечислены денежные средства в размере 214 480,14 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.09.2010 исполнительное производство было окончено, а исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения, в связи с недостаточностью денежных средств для погашения задолженности в полном объеме.
Требования исполнительного документа не были исполнены на сумму 36 845 899,57 руб.
Предъявленный истцом Комитету финансов исполнительный лист был возвращен 27.07.2011 без исполнения.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались статьями 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21) и исходили из следующего.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Комитет жилищного хозяйства является муниципальным учреждением.
Имущество Комитета жилищного хозяйства является в соответствии с Уставом собственностью муниципального образования Балаковский муниципальный район Саратовской области.
В соответствии с положением о Комитете финансов, утвержденным решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 21.12.2010 N 1056, Комитет финансов является финансовым отраслевым (функциональным) органом администрации Балаковского муниципального района, реализующим муниципальную политику в сфере бюджетного и финансового законодательства на территории Балаковского муниципального района.
В рамках выполнения своих задач и функций комитет координирует деятельность отраслевых территориальных органов и иных структурных подразделений администрации Балаковского муниципального района.
К функциям Комитета финансов относится управление муниципальным долгом Балаковского муниципального района, открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов районного бюджета, лицевых счетов для учета операций со средствами, полученных от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной, приносящей доход деятельности, организация исполнения районного бюджета, осуществление функций администратора доходов районного бюджета.
Указанные в положении бюджетные полномочия Комитета финансов свидетельствуют о том, что Комитет финансов является главным распорядителем бюджетных средств Балаковского муниципального района.
Согласно статье 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение обоснованности своих требований истец представил суду копии решения Арбитражного суда Саратовской области 22.05.2008 по делу N А57-23837/2007, исполнительный лист N С 164852 и постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, в связи с невозможностью дальнейшего исполнения от 30.09.2010; акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю от 30.09.2010.
Указанные документы обоснованно были расценены судами предыдущих инстанций достаточными доказательствами невозможности взыскания задолженности за счет основного должника ввиду недостаточности средств у последнего.
При вышеназванных обстоятельствах арбитражные суды правомерно удовлетворили требования истца, признав Комитет финансов главным распорядителем бюджетных денежных средств.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу N А57-25610/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались статьями 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21) и исходили из следующего.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно статье 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2012 г. N Ф06-6294/12 по делу N А57-25610/2011