г. Казань |
|
16 августа 2012 г. |
Дело N А65-17481/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Мугиновой Г.Ф., доверенность от 04.08.2012 N 0232/11,
ответчика - Хайруллина А.Ф., доверенность от 28.02.2012 N АГ-02/2718,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2011 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-17481/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы (ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан об оспаривании решения, предписания и постановления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ОАО "МТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Управление) от 01.06.2011 по делу N 08-32/2011, о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 31.10.2011 о наложении штрафа по делу N А08-1150/2011 об административном правонарушении.
Определениями от 10.10.2011 и от 22.11.2011 арбитражный суд объединил дела N А65-17481/2011, N А65-20893/2011 и N А65-28064/2011 в одно производство с присвоением номера N А65-17481/2011.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по делу N А65-17481/2011, заявленные требования ОАО "МТС" удовлетворены.
Антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты в части признания незаконными решения и предписания отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены в обжалуемой части.
Как видно из материалов дела, в антимонопольный орган по электронной почте поступили заявления граждан Barshina Aiena (вх. от 11.02.2011 N 98/ж) и Василия (вх. от 02.02.2011 N 81/ж), из которых следует, что ОАО "МТС" навязывает своим абонентам дополнительные платные услуги, а именно, услугу "GOOD`OK", без уведомления абонента; условия об отказе от дополнительной услуги нигде не прописаны, в точке покупки SIM-карты, на Колхозном рынке, доверенности и дилерское соглашение не представили.
По результатам рассмотрения заявлений антимонопольный орган принял решение от 01.06.2011 N АБ-08/5991 по делу N 08-32/2011, которым признал ОАО "МТС" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), и вынес предписание от 01.06.2011 N АБ-08/5992 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, антимонопольный орган вынес постановление от 31.10.2011 N АБ-08/14424 о наложении штрафа по делу N А08-1150/2011 об административном правонарушении, которым привлек ОАО "МТС" к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования общества, правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N126-ФЗ) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Оказание услуг подвижной связи регулируется Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 (далее - Правила N 328).
В соответствии с пунктами 14 и 15 Правил N 328 договор на оказание услуг подвижной связи является возмездным и заключается в письменной форме.
Подпунктом б пункта 25 Правил N 328 установлена обязанность оператора связи предоставлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию. Указанная информация на русском языке в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения абонентов в местах работы с абонентами.
В силу статьи 4 Закона N 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
По мнению антимонопольного органа, действия ОАО "МТС", выразившиеся в выставлении на продажу SIM-карт с услугой "GOOD`OK", направлены на получение преимуществ по отношению к конкурентам, работающим на рынке того же товара, в связи с облегченной процедурой предоставления в пользование SIM-карт (тем самым общество может увеличить клиентскую базу), без Правил оказания услуг связи МТС, являющимися неотъемлемой частью договора о предоставлении услуг связи МТС, без тарифных планов, где указана стоимость услуги "GOOD`OK", включенной в первоначальный пакет, и порядок ее отключения, противоправны и содержат признаки недобросовестной конкуренции.
В свою очередь ОАО "МТС" ссылается на то, что договоры на оказание услуг связи от его имени и по поручению на основании договоров коммерческого представительства заключают коммерческие представители. Из типового договора коммерческого представительства ОАО "МТС" следует, что коммерческий представитель при заключении абонентского договора должен руководствоваться соответствующим порядком заключения абонентских договоров, включающим в себя предоставление для ознакомления текста абонентского договора, информации по тарифным планам, передаче абоненту экземпляра Правил оказания услуг подвижной радиотелефонной связи МТС, а также должен предоставлять иную информацию об ОАО "МТС" и об услугах.
Из типового договора о предоставлении услуг связи МТС следует, что при подписании этого договора абонент подтверждает свое ознакомление и выражает безусловное согласие с Правилами оказания услуг связи МТС, являющимися неотъемлемой частью договора; данные Правила и условия Тарифного плана абоненту известны и понятны; Тарифный план абонентом получен.
Судами установлено, что приказом ОАО "МТС" от 02.10.2009 N 03/0499П с 15.10.2009 в стартовый пакет для вновь подключившихся абонентов на тарифном плане "RED Energy", "Maxi Plus", "Maxi super", "Длинные разговоры" и "Много звонков" включена услуга "GOOD`OK", которая представляет собой замену гудков ожидания вызова на мелодии, или иные звуковые сигналы. При наличии этой услуги, звонивший абоненту у которого установлена данная услуга, слышит соответствующую мелодию или другой выбранный звуковой сигнал.
В условиях тарифных планов, по которым услуга "GOOD`OK" входит в стартовый пакет, указано, что услуга является платной, первые 30 дней пользование услугой бесплатны, по истечении указанного периода за пользование услугой взимаются денежные средства. При подключении абонента к сети МТС, данная услуга активируется в течение трех дней с момента такого подключения со стандартно представляемой бесплатной мелодией, действующей в течение 30 дней с возможностью ее продления каждый раз в течение 30 дней ее использования. В текстах тарифных планов указана стоимость услуги "GOOD`OK", условия использования и порядок отключения.
Информация о порядке предоставления услуги "GOOD`OK" размещена также в салонах продаж и обслуживания коммерческих представителей ОАО "МТС" и на официальном сайте общества (www.mts.ru).
Следовательно, абонент, подписав договор о предоставлении услуг связи МТС, тем самым подтверждает факт получения и разъяснения ему условий выбранного тарифного плана (в том числе условия и порядок предоставления услуги "GOOD`OK").
Кроме того, арбитражным судом к участию в рассмотрении дела были привлечены конкуренты заявителя на рынке оказания услуг подвижной связи: ОАО "ВымпелКом", ЗАО "НСС", ОАО "Смартс" и ОАО "МегаФон", которые пояснили, что действия ОАО "МТС" не оказывают влияние на состоянии конкуренции на рынке услуг подвижной сотовой связи, так как услуги, аналогичные предоставляемой ОАО "МТС" услуге "GOOD`OK", оказываются и другими операторами связи; предоставление ОАО "МТС" услуги "GOOD`OK" своим абонентам не препятствует другим операторам связи оказывать подобные услуги и, следовательно, не нарушает их права.
Таким образом, доказательств нарушения ОАО "МТС" порядка заключения договоров на оказание услуг связи не представлено, поскольку как установлено судами и подтверждается материалами дела, обществом исполнена обязанность по предоставлению абонентам всей необходимой информации и полного комплекта документов.
Также суд кассационной инстанции находит обоснованным вывод судов, что в нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольным органом не доказан факт применения обществом упрощенной процедуры предоставления в пользование абонентам SIM-карт, так и факт навязывания абонентам МТС услуги "GOOD`OK", оказываемой за отдельную плату.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которыми правомерно удовлетворены заявленные требования общества, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по делу N А65-17481/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В адрес компании сотовой связи было вынесено антимонопольное предписание.
Поводом для этого послужили обращения абонентов.
Они пожаловались на то, что компания фактически навязывает клиентам дополнительные платные услуги, в т. ч. "GOOD`OK", без уведомления.
Суд округа счел, что предписание необоснованно, и пояснил следующее.
В соответствии с Законом о связи услуги оказываются операторами пользователям на основании договора.
Правила оказания услуг подвижной связи предусматривают, что соответствующий договор является возмездным и заключается в письменной форме.
При этом оператор обязан предоставлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию (на русском языке в наглядной и доступной форме бесплатно).
В данном случае договоры на оказание услуг связи от имени сотовой компании и по ее поручению заключали коммерческие представители.
Стартовый пакет для вновь подключившихся абонентов на определенных тарифных планах включал услугу "GOOD`OK". Последняя представляет собой замену гудков ожидания вызова на мелодии или на иные звуковые сигналы.
В тарифных планах, в которых такая услуга входила в стартовый пакет, указывалось, что она платная, но первые 30 дней пользование бесплатно. Она активируется в течение 3 дней с момента подключения абонента к сети.
В текстах тарифных планов указывались стоимость этой услуги, условия использования и порядок ее отключения.
Исходя из типового договора, при его подписании абонент подтверждает, что ознакомлен и согласен с Правилами оказания услуг связи компании (которые являются неотъемлемой частью такого соглашения), тарифный план получен, известен и понятен.
Следовательно, абонент, подписав договор о предоставлении услуг связи, тем самым подтверждал факт получения и разъяснения ему условий выбранного тарифного плана (в т. ч. по услуге "GOOD`OK").
С учетом этого нет доказательств, что со стороны компании были допущены нарушения.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2012 г. N Ф06-6709/12 по делу N А65-17481/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14233/12
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6709/12
17.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3973/12
10.02.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1571/12
22.12.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-17481/11