г. Казань |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А57-25614/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителя:
истца - Беличенко А.А. (доверенность от 04.05.2012 N 19),
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.03.2012 (судья Духовнова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Антонова О.И., Дубровина О.А.) по делу N А57-25614/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к Комитету по финансам администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401410078, ИНН 6439028959), муниципальному образованию Балаковского муниципального района Саратовской области в лице администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401410067, ИНН 6439034991) о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в размере 1 440 186,52 руб.,
третьи лица: муниципальное учреждение Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1036403912930, ИНН 6439055110), Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района (ОГРН 1096439000943, ИНН 6439071023), районный отдел судебных приставов Балаковского района Саратовской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (ОГРН 1056405504650, ИНН 6455039443),
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (истец, ОАО "Волжская ТГК") к Комитету финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, муниципальному образованию Балаковского муниципального района Саратовской области в лице администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в размере 1 440 186,52 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.03.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования Балаковский муниципальный район Саратовской области в лице Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет финансов) за счет средств казны муниципального образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в пользу ОАО "Волжская ТГК" в порядке субсидиарной ответственности взысканы задолженность в размере 1 440 186,52 руб. и судебные расходы в размере 27 401,86 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 решение суда первой инстанции от 28.03.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет финансов обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что Комитет финансов не является главным распорядителем в отношении средств районного бюджета и бюджетных учреждений, а также не является собственником имущества муниципального учреждения "Комитет жилищного хозяйства Балаковского муниципального образования Саратовской области".
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения вынесенные судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.08.2008 по делу N А57-5323/07-42 с муниципального учреждения "Комитет жилищного хозяйства Балаковского муниципального образования Саратовской области" (далее -Комитет жилищного хозяйства) в пользу ОАО "Волжская ТГК" взысканы задолженность по договору на передачу тепловой энергии от 29.12.2007 N 61000у за период с 01.01.2008 по 30.04.2008 в размере 10 354 259,15 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 63 271,30 руб., а всего - 10 417 530,45 руб. Решение вступило в законную силу 08.09.2008.
11.09.2008 для принудительного исполнения вышеназванного судебного акта выдан исполнительный лист N С 167453.
Возбужденное службой судебных приставов-исполнителей исполнительное производство от 24.09.2008 по исполнительному листу от 11.09.2008 N С 167453 окончено 30.09.2010 в связи отсутствия имущества, подлежащего описи и аресту, и денежных средств для погашения долга в полном объеме, исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения.
В связи с перечислением Отделом судебных приставов по Балаковскому и Хвалынскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области в пользу истца по исполнительному листу N С 167453 денежных средств в размере 8 977 343,93 руб., у Комитета жилищного хозяйства перед истцом осталась непогашенная задолженность в размере 1 440 186,52 руб.
14.03.2011 истец предъявил к исполнению исполнительный лист N С 167453 в Комитет жилищного хозяйства, который вернул его 04.07.2011 без исполнения в связи с тем, что у него на исполнении находятся 6 исполнительных листов на общую сумму 86,95 тыс. руб., предъявленных ОАО "Волжская ТГК".
14.07.2011 истец предъявил к исполнению исполнительный лист в Комитет финансов, который вернул его 22.07.2011 без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались статьями 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21) и исходили из следующего.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Комитет жилищного хозяйства является муниципальным учреждением.
Имущество Комитета жилищного хозяйства является в соответствии с Уставом собственностью муниципального образования Балаковский муниципальный район Саратовской области.
В соответствии с положением о Комитете финансов, утвержденным решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 21.12.2010 N 1056, Комитет финансов является финансовым отраслевым (функциональным) органом администрации Балаковского муниципального района, реализующим муниципальную политику в сфере бюджетного и финансового законодательства на территории Балаковского муниципального района.
В рамках выполнения своих задач и функций комитет координирует деятельность отраслевых территориальных органов и иных структурных подразделений администрации Балаковского муниципального района.
К функциям Комитета финансов относится управление муниципальным долгом Балаковского муниципального района, открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов районного бюджета, лицевых счетов для учета операций со средствами, полученных от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной, приносящей доход деятельности, организация исполнения районного бюджета, осуществление функций администратора доходов районного бюджета.
Указанные в положении бюджетные полномочия Комитета финансов свидетельствуют о том, что Комитет финансов является главным распорядителем бюджетных средств Балаковского муниципального района.
Согласно статье 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение обоснованности своих требований истец представил суду копии решения Арбитражного суда Саратовской области 05.08.2008 по делу N А57-5323/2007, исполнительный лист N С 167453 и постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, в связи с невозможностью дальнейшего исполнения от 26.01.2009; акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю от 26.01.2009.
Указанные документы обоснованно были расценены судами предыдущих инстанций достаточными доказательствами невозможности взыскания задолженности за счет основного должника ввиду недостаточности средств у последнего.
При вышеназванных обстоятельствах арбитражные суды правомерно удовлетворили требования истца, признав Комитет финансов главным распорядителем бюджетных денежных средств.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.03.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 по делу N А57-25614/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались статьями 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21) и исходили из следующего.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно статье 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2012 г. N Ф06-6291/12 по делу N А57-25614/2011