г. Казань |
|
21 августа 2012 г. |
Дело N А55-19606/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу потребительского кооператива "Коллективная стоянка N 249", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2012 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Апаркин В.Н., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-19606/2011
по заявлению потребительского кооператива "Коллективная стоянка N 249", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, с участием третьего лица: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
потребительский кооператив коллективная стоянка N 249 (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Московское шоссе,17 км, площадью 13 121,8 кв. м под временную коллективную стоянку металлических гаражей, об обязании Министерства имущественных отношений (далее - министерство) предоставить заявителю в аренду под временную коллективную стоянку металлических гаражей земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, кооператив обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением от 02.10.2008 N 12-1/3659/08 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 121, 8 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Московское шоссе, 17 км, для использования под временную коллективную стоянку металлических гаражей (л.д. 52).
Для рассмотрения указанного заявления по существу заинтересованное лицо направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение N 12-1/3659/08 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с учетом зонирования территорий.
02.06.2011 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара выдал заключение N СП-3/-3243-8-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 63).
В качестве основания для вынесения данного заключения указано на то, что в соответствии с градостроительной документацией, на основании карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2). Использование земельного участка под временную коллективную стоянку металлических гаражей не относится к основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне. На основании данного заключения министерство 29.06.2011 приняло решение N 12-1/3659/08 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю (л.д. 64).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок).
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, в том числе выданное в соответствии с данным Порядком заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 02.06.2011 N СП-3/-3243-8-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, пришли к выводу о том, что использование испрашиваемого земельного участка под временную коллективную стоянку металлических гаражей не разрешено Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, указав на отсутствие в материалах дела доказательств формирования спорного земельного участка как объекта земельных правоотношений, а также постановки этого участка на кадастровый учет, прохождения процедуры государственной регистрации договора аренды спорного земельного участка от 18.05.2001 N 009049, обоснованно отклонил довод заявителя о наличии у него преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок.
Ссылка заявителя кассационной жалобы о том, что кооператив оплачивает арендные платежи за пользование спорным земельным участком, следовательно, министерство обязано предоставить этот участок в установленном законом порядке, отклоняется судебной коллегией. В силу действующего земельного законодательства использование земли является платным, однако, сам факт внесения арендной платы не влечет автоматического предоставления данного земельного участка заявителю на праве аренды.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном по существу направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
При таких обстоятельствах, поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить принятые судебные акты без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 по делу N А55-19606/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 августа 2012 г. N Ф06-5620/12 по делу N А55-19606/2011