г. Казань |
|
21 августа 2012 г. |
Дело N А55-22259/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф. В.,
судей Альмашевой Г.Д., Муравьева С. Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Услуги населению"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2012 (судья Стенина А. В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т. С., судьи Кузнецов В. В., Холодная С. Т.)
по делу N А55-22259/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Услуги населению", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, с участием третьего лица: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Услуги населению" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 1 100,30 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, по ул. Дыбенко, между ул. Черноморской и ул. Гастелло, под устройство временной автостоянки без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения, содержащегося в письме от 29.07.2011 N 12-3/0728/08, и обязании выполнить действия, необходимые для проведения торгов по продаже права аренды земельного участка, в соответствии с установленным порядком.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что на основании полученного заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка заинтересованное лицо правомерно приняло решение об отказе в предоставлении на праве аренды спорного земельного участка со ссылкой на Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160.
Использование испрашиваемого земельного участка под обустройство временной автостоянки без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения прямо запрещено нормами действующего законодательства.
Испрашиваемый земельный участок является незастроенным. Следовательно, у заявителя отсутствует исключительное право на приобретение данного земельного участка, возможность предоставления такого земельного участка на праве аренды является правом, а не обязанностью заинтересованного лица.
Отсутствие кадастровой карты испрашиваемого земельного участка свидетельствует о том, что он не сформирован в качестве объекта гражданского оборота.
Поскольку спорный земельный участок не может быть объектом договора аренды земельного участка, то правовые основания для принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка отсутствуют.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, общество обратилось к Министерству с заявлением от 22.12.2008 N 12-3/0728/08 о заключении договора аренды земельного участка площадью 1 100,30 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, по ул. Дыбенко, между ул. Черноморской и ул. Гастелло, под устройство временной автостоянки без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения.
Письмом от 09.07.2010 N 12-3/0728/08 Министерство сообщило заявителю о том, что по территории земельного участка проходят кабельные линии, владельцем которых является общество с ограниченной ответственностью "Трансгруз" (далее ООО "Трансгруз"), в связи с чем для получения земельного участка необходимо предоставление согласования земельного участка с указанным лицом в соответствии с правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160.
27.12.2010 общество с ограниченной ответственностью "Эл-Транзит Плюс" направило в Министерство письмо о предоставлении согласования заявителю для размещения автомобильной стоянки на вышеуказанном земельном участке при условии организации въезда на автостоянку с улицы Гастелло (с приложением проекта границ земельного участка с отметками о согласовании Самарскими тепловыми сетями, отделом архитектуры администрации Советского района, МП "Самараводоканал").
Однако уведомлением от 29.07.2011 N 12-3/0728/08 Министерство отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на министерство имущественных отношений Самарской области (заинтересованное лицо по настоящему делу).
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - порядок).
Согласно пункту 2.1 данного порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему порядку (пункт 2.2 порядка).
В силу пункта 2.3 Порядка заинтересованное лицо не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Пунктом 2.4 порядка предусмотрено, что в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В свою очередь, пунктом 2.6 порядка установлено, что в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Письмом от 11.04.2011 N Д05-01-01/437-1-1 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил заинтересованному лицу о том, что обустройство временной автостоянки без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения невозможно, т.к. испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне высоковольтного силового кабеля напряжением 10 кВ.
Данное заключение департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в установленном порядке не оспорено и не признано незаконным (недействительным).
Следовательно, при наличии указанного заключения департамента строительства и архитектуры городского округа Самара у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для вынесения решения о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка.
Довод заявителя о том, что материалами дела не подтверждается нахождение испрашиваемого земельного участка в пределах охранной зоны высоковольтного кабеля, обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Согласно пункту 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Таким образом, использование испрашиваемого заявителем земельного участка под временную стоянку транспортных средств прямо запрещено нормами действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что границы охранной зоны испрашиваемого в аренду земельного участка не определены в установленном законом порядке и что сведения о границах охранной зоны не внесены в государственный кадастр недвижимости, арбитражным апелляционным судом правомерно не принят во внимание.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления.
Данным нормативным актом не утверждены сроки, в пределах которых должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о границах охранной зоны в отношении существующего объекта электросетевого хозяйства.
Более того, отсутствие в государственном кадастре недвижимости необходимых сведений не является безусловным свидетельством того, что на земельном участке отсутствует объект электросетевого хозяйства и что для данного объекта не установлена охранная зона.
Охранная зона объекта электросетевого хозяйства устанавливается вне зависимости от желания владельца этого объекта оформить такую зону и необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, а также исключения причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц.
В противном случае осуществление деятельности в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства, не связанной с эксплуатацией такого объекта, может привести к негативным последствиям как для граждан, так и для юридических лиц.
При указанных обстоятельствах заинтересованное лицо правомерно отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
В то же время арбитражный апелляционный суд правильно не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок не сформирован в качестве объекта гражданского оборота, поскольку в материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка от 18.02.2009 N 63-00-102/09-52379, что свидетельствует о формировании земельного участка как объекта гражданских прав.
При этом, как правомерно указано апелляционным судом, указанный вывод суда первой инстанции не влияет на правильность принятого решения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 по делу N А55-22259/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф. В. Хайруллина |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
...
Пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
...
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 августа 2012 г. N Ф06-6358/12 по делу N А55-22259/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6358/12
18.06.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5575/12
09.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2629/12
07.02.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-22259/11