г. Казань |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А65-33867/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закирова И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии:
заявителя - Сафина И.Ф. (доверенность от 25.01.2012 N 1),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сити Ком"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2012 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Марчик Н.Ю., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-33867/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сити Ком" (ОГРН 1031626801073) к административной инспекции г. Казани о признании постановлений от 07.12.2011 N 4743 М, от 07.12.2011 N 4745 М, от 07.12.2011 N 4742 М, от 07.12.2011 N 4744 М незаконными,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сити Ком" (далее - ООО "Сити Ком", общество, заявитель) с заявлением об отмене и признании незаконными постановлений административной комиссии города Казани (далее - административный орган, административная комиссия) от 07.12.2011 N 4743 М, от 07.12.2011 N 4745 М, от 07.12.2011 N 4742 М, от 07.12.2011 N 4744 М о назначении административного наказания по части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее - КоАП РТ) за допущенные нарушения пункта 6.5.10 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской думы от 18.10.2006 N 4-12. Обществу за каждое нарушение назначено наказание в виде административного штрафа в 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2012, по объединенному производством делу N А65-33867/2011 заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконным и отменил постановления административной комиссии от 07.12.2011 N 4743 М, от 07.12.2011 N 4745 М, от 07.12.2011 N 4742 М, от 07.12.2011 N 4744 М в части превышающей 50 000 руб. по каждому постановлению.
В остальной части заявлений отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на своей позиции, полагая, что судами неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела.
Административный орган, извещенный о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представителя в судебное заседание не направил.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения явившихся в судебное заседание представителей лица, привлеченного к ответственности, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Решением Казанской городской Думы от 10.03.2010 N 16-48 в утвержденные 18.10.2006 Правила благоустройства города Казани (далее - Правила благоустройства) внесены дополнения в виде пунктов 6.5.10 и 6.5.11, вступающих в силу с 01.06.2010, следующего содержания:
"6.5.10 Запрещается:
- пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию;
- размещать запасы кабеля вне распределительного муфтового шкафа;
- использовать в качестве крепления кабеля связи;
- элементы крепления контактных сетей электрифицированного транспорта и линий электропередач;
- элементы обустройства автомобильных дорог - дорожные ограждения, светофоры, остановочные пункты;
- элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
6.5.11 запрещается содержать технические средства связи (кабели, элементы крепления кабелей, распределительные и муфтовые шкафы и другие), а также подключаемые с их помощью технические устройства в ненадлежащем состоянии (надрыв и/или отсутствие изоляционной оболочки, отсутствие покраски, наличие коррозии и/или механических повреждений, провес проводов и/или намотка их на опоры освещения и линий электропередачи)".
Статья 3.6 КоАП РТ от 19.12.2006, принятого Государственным Советом Республики Татарстан, за нарушение правил благоустройства поселений и городских округов была предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 000 руб. до 200 000 руб. (для юридических лиц). С 27.01.2012 размер штрафа установлен с 200 000 руб. до 500 000 руб.
Административной комиссией установлено, что ООО "Сити Ком", как оператор связи, для крепления используемых в своей деятельности кабельных линий связи использовало элементы фасада, крыши, стен здания жилого дома, находящихся в городе Казани, что и явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.6 КоАП РТ.
Сам факт крепления линий связи "воздушным" способом обществом не оспаривается. Общество только указывает на то, что размещение линий связи указанным способом было произведено до вступления в силу запрета на их размещение таким способом и при наличии всей необходимой разрешительной документации.
Суд первой инстанции, дав оценку данным обстоятельствам, пришел к выводу, что наличие разрешительной документации на размещение устройств связи, а также монтаж воздушных линий связи до установления правилами благоустройства запрета на их размещение "воздушным" способом, не опровергает выводов административного органа о наличии состава административного правонарушения. При этом вина общества состоит в том, что оно, зная о введенном запрете на размещение линий связи "воздушным" способом, не совершило с июня 2010 года фактических действий по приведению принадлежащих ему линий связи в соответствие с правилами благоустройства. Наличие разрешительной документации на установку устройств связи не освобождает общество от обязанности исполнения нормативного акта муниципального органа в части соблюдения установленных в городе правил благоустройства.
Установив фактические обстоятельства дела, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, суд первой инстанции посчитал возможным снизить сумму штрафов по обжалуемым постановлениям административного органа до минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 3.6 КоАП РТ - до 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что общество, имея возможность устранения нарушений правил благоустройства, не предприняло мер по приведению линий связи в соответствие с Правилами благоустройства, что свидетельствует о вине юридического лица в совершении административного правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции в силу статьей 286, 287 АПК РФ не вправе переоценивать выводы судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах дела, в том числе о наличии либо отсутствии у общества возможности привести имеющиеся у него коммуникации в соответствие с действовавшими правилами благоустройства.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Утверждение правил благоустройства территории поселений, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Статья 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" устанавливает правовые основы строительства и эксплуатации сооружений связи (договор с собственником домов, опор, мостов, коллекторов, туннелей и т.п.), но не определяет условий, в том числе технических требований к размещению сооружений связи. Не установлены такие требования (в части крепления кабельных линий связи к объектам градостроительной инфраструктуры) и обязательными нормативными актами в области технического регулирования. Существующие ведомственные строительные нормы 116-93 "Инструкция по проектированию линейно-кабельных сооружений связи" не являются нормативным документом обязательного применения.
Таким образом, поскольку Правила благоустройства являются нормативным актом, принятым органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными муниципальному образованию федеральным законом полномочиями, вышеуказанные законы имеют различный предмет регулирования, данный спор не может быть разрешен путем неприменения судом нормативного акта, противоречащего нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, в том числе, уменьшив назначенное административным органом наказание до минимально предусмотренного статьей 3.6 КоАП РТ предела с учетом смягчающих обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 по делу N А65-33867/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сити Ком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждение правил благоустройства территории поселений, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Статья 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" устанавливает правовые основы строительства и эксплуатации сооружений связи (договор с собственником домов, опор, мостов, коллекторов, туннелей и т.п.), но не определяет условий, в том числе технических требований к размещению сооружений связи. Не установлены такие требования (в части крепления кабельных линий связи к объектам градостроительной инфраструктуры) и обязательными нормативными актами в области технического регулирования. Существующие ведомственные строительные нормы 116-93 "Инструкция по проектированию линейно-кабельных сооружений связи" не являются нормативным документом обязательного применения.
Таким образом, поскольку Правила благоустройства являются нормативным актом, принятым органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными муниципальному образованию федеральным законом полномочиями, вышеуказанные законы имеют различный предмет регулирования, данный спор не может быть разрешен путем неприменения судом нормативного акта, противоречащего нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, в том числе, уменьшив назначенное административным органом наказание до минимально предусмотренного статьей 3.6 КоАП РТ предела с учетом смягчающих обстоятельств."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 августа 2012 г. N Ф06-6119/12 по делу N А65-33867/2011