г. Казань |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А65-5602/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен31 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Чайникова В.Л., доверенность от 06.08.2012 N 119/01-14,
ответчика - Галева М.Н., доверенность от 10.01.2012 (б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ТАНЭКО"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2012 (судья Мусин Ю.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 (председательствующий Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-5602/2012
по заявлению открытого акционерного общества "ТАНЭКО" (ИНН 1651044095) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ИНН 1655029010, ОГРН 1031624000320) о признании незаконным и отмене постановления от 26.12.2011 N 11-11-689/пн о назначении административного наказания по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ТАНЭКО" (далее - ОАО "ТАНЭКО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР в ВКР, административный орган, ответчик) от 26.12.2011 N 11-11-689/пн о назначении административного наказания, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2012, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Административный орган в отзыве, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, РО ФСФР России в ВКР в период с 11.04.2011 по 10.06.2011 проведена плановая проверка деятельности ОАО "ТАНЭКО", в ходе которой выявлено, что устав общества не соответствует требованиям действующего законодательства.
28.07.2011 заявителю выдано предписание N 11-11-СМ-03/1009-Т, согласно которому ОАО "ТАНЭКО" в срок до 27.10.2011 должно привести Устав общества в соответствие с действующим законодательством и в срок до 28.10.2011 предоставить в РО ФСФР России в ВКР отчет об исполнении. Судами установлено, что предписание от 28.07.2011 N 11-11-СМ-03/1009-Т получено обществом 03.08.2011 и в установленном порядке не обжаловано.
В связи с неисполнением предписания от 28.07.2011 ответчик направил заявителю вторичное предписание от 02.12.2011 N 11-11-ЭС-03/1690-т.
Утвержденный устав общества в новой редакции представлен РО ФСФР России в ВКР только 12.12.2011, то есть после получения обществом вторичного предписания, что подтверждается сопроводительным письмом заявителя от 12.12.2011 N 21026 (лист дела 26).
Неисполнение предписания в установленный срок послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, от 19.12.2011 N 11-11-709/пр-ап.
26.12.2011 ответчиком вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 11-11-689/пн, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт неисполнения предписания административного органа в установленный срок.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя об отсутствии вины общества в неисполнении предписания в установленный срок, поскольку допущенное работником заявителя нарушение порядка документооборота, напротив, свидетельствует о наличии вины общества в неисполнении предписания.
Предоставленный ответчиком срок для приведения положений устава общества в соответствие с действующим законодательством (3 месяца) является достаточным.
Суд первой инстанции, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного ОАО "ТАНЭКО" правонарушения, правильно указал, что в данном конкретном случае указанные заявителем критерии не являются малозначительными.
Доказательства исключительности рассматриваемого случая совершения правонарушения заявителем не представлены.
Кроме того, применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает решения судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу, что заявитель допустил нарушение законодательства в области рынка ценных бумаг.
Доводы подателя кассационной жалобы о малозначительности совершенного им правонарушения были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Заявитель не оспаривает факт совершенного им правонарушения, но считает, что допущенное правонарушение является малозначительным, поскольку не привело к существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, не повлекло существенного нарушения прав и интересов акционеров и государства.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу N А65-5602/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неисполнение предписания в установленный срок послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, от 19.12.2011 N 11-11-709/пр-ап.
26.12.2011 ответчиком вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 11-11-689/пн, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
...
Доказательства исключительности рассматриваемого случая совершения правонарушения заявителем не представлены.
Кроме того, применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
...
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
...
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 августа 2012 г. N Ф06-6418/12 по делу N А65-5602/2012