г. Казань |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А72-1096/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Центр аварийно-спасательных и экологических операций", г. Москва,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А72-1096/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Центр аварийно-спасательных и экологических операций", г. Москва (ИНН 7709267582, ОГРН 1027700261137) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г Ульяновск, о признании незаконным постановления от 26.01.2012 N 8,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (далее - ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области(далее - Управление) о признании постановления от 26.01.2012 N 08 по делу N 8012-К/04-2011 незаконным.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.04.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.04.2012 отменено. В удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Управлением по заявлению ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" приказом от 05.05.2011 N 151 возбуждено дело N 7441/04-2011 в отношении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
16 ноября 2011 года Управлением в отношении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" вынесено определение о возбуждении дела N 8012-К/04-2011 об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
13 декабря 2011 года заместителем руководителя Управления в отношении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" составлен протокол об административном правонарушении N 475 за совершение административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Правонарушение выразилось в непредставлении Обществом в срок до 20.05.2011 следующих документов и материалов по административному делу N 7441/04-2011 в отношении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" возбужденному по заявлению ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций":
- заверенные копии рекламных материалов общества, распространенных на территории Ульяновской области и за ее пределами;
- заверенные копии публикаций в средствах массовой информации статей, заметок о деятельности общества;
- заверенные копии разрешительной документации (лицензии, свидетельства, заключения и др.) на осуществление аварийно-спасательных работ;
- заверенную копию информационного письма органа государственной статистики о освоении кодов;
- иные документы и сведения, имеющие отношение к делу.
26 января 2012 года заместителем руководителя Управления вынесено постановление N 08 о назначении административного наказания ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций", в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.04.2012 заявленные требования удовлетворены.
Апелляционная инстанция, отменяя решение арбитражного суда, обоснованно исходила из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
В данном случае, основанием для истребования у заявителя информации явилось проведение проверки по инициативе заявителя на основании статьи 25.4 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 19.8 КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ состоит в непредставлении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" информации (сведений) Управлению в установленный срок до 20.05.2011.
В данном случае информация у ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" запрашивалась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а не в ходе проведения проверки.
Вся информация Управлением запрашивалась в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, согласно которой коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
Запрос информации по статье 25.4 Закона о защите конкуренции осуществляется по специально установленной форме в виде требования (но не определением антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства) и предусматривает ряд предварительных процедур по уведомлению о намерении провести документарную либо выездную проверку.
При этом проверка осуществляется Инспекцией территориального органа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в строго определенные сроки, не превышающие одного месяца, тогда как комиссией Управления дело N 7441/04-2011, в рамках которого антимонопольным органом запрашивалась информация, рассматривалось почти 7,5 месяцев (из максимально возможных 9 месяцев в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции). Результаты проверки оформляются актом, а в данном случае комиссией Управления принято решение.
При возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ни одна из сторон по делу не является проверяемым лицом.
Статьи 25 и 25.4 Закона о защите конкуренции регламентируют совершенно разные действия антимонопольного органа. Специальные нормы, касающиеся исключительно плановых и внеплановых проверок, установлены статьями 25.1, 25.2, 25.3, 25.4 Федерального закона. Данные нормы рассмотрение дел антимонопольным органом не регламентируют.
В ходе рассмотрения дела N 7441/04-2011 определениями Управления от 05.05.2011, 24.05.2011, 05.07.2011, 02.08.2011 и 06.09.2011 у ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" запрашивалась информация в целях рассмотрения указанного дела, однако Обществом информация в управление не представлена.
По фактам непредставления сведений (информации) в антимонопольный орган заместителем руководителя - начальником отдела Управления Спиридоновым И.И. вынесено определение от 16.11.2011 о возбуждении в отношении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" дела об административном правонарушении N 8012-К/04-2011 по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ. Указанное определение направлено ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" заказным письмом с уведомлением N 43206842760781, которое получено Обществом 23.11.2011. Определением от 16.11.2011 в Управлении на 13.12.2011 в 10 час. 00 мин. назначено составление протокола об административном правонарушении по делу N 8012-К/04-2011, у ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" запрошены следующие документы: письменное объяснение по делу, при наличии возражений - их нормативное и документальное обоснование; документы в подтверждение правового статуса (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав), банковские реквизиты Общества; документы, запрошенные определениями от 05.05.2011, 24.05.2011, 05.07.2011, 02.08.2011 и 06.09.2011 по делу N 7441/04-2011. Указанные документы Общество обязано было представить к 09.12.2011.
Однако по состоянию на 13.12.2011 (на момент составления протокола) никакой информации в устной либо письменной форме от ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" в Управление не поступило.
13 декабря 2011 года заместителем руководителя - начальником отдела Управления Спиридоновым И.И. в отношении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (в отсутствие представителя общества) составлен протокол об административном правонарушении N 475 по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ. Копия протокола от 13.12.2011 N 475 и определение от 13.12.2011 о назначении рассмотрения дела на 28.12.2011 в 14 час. 30 мин. направлены ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" заказными письмами с уведомлением от 13.12.2011 N 43203445032130 (по адресу место нахождения: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 100 А) и от 13.12.2011 N 43203445032123 (по почтовому адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 25). Однако по состоянию на 28.12.2011 ни одно из вышеуказанных писем ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" не получены по неизвестным на указанный момент обстоятельствам (согласно почтовым уведомлениям указанные заказные письма обществом получены 30.12.2011).
Согласно части 2 статьи 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.
Определением от 29.11.2011 срок рассмотрения дела продлен до 28.01.2012. Рассмотрение дела назначено на 26.01.2012 в 14 час. 00 мин. Определение от 29.12.2011 направлено ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" заказными письмами с уведомлением N 43206845754145 (по адресу местонахождения: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 100 А), которое получено 23.01.2012, и N 4320684575138 (по почтовому адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 25).
Изучив материалы дела N 7441/04-2011, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства, и дела об административном правонарушении N 8012-К/04-2011 заместитель руководителя - начальник отдела Управления Спиридонов И.И. 26.01.2012 вынес постановление N 08 о назначении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" административного наказания в размере 300 000 руб. (минимальный размер штрафа, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ).
Управлением административное наказание ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" назначено по минимальному размеру штрафа, установленного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Поскольку факт непредставления заявителем сведений (информации) с учетом изложенных выше обстоятельств подтверждается материалами дела, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не было.
В связи с чем постановление апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 по делу N А72-1096/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По фактам непредставления сведений (информации) в антимонопольный орган заместителем руководителя - начальником отдела Управления Спиридоновым И.И. вынесено определение от 16.11.2011 о возбуждении в отношении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" дела об административном правонарушении N 8012-К/04-2011 по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ. Указанное определение направлено ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" заказным письмом с уведомлением N 43206842760781, которое получено Обществом 23.11.2011. Определением от 16.11.2011 в Управлении на 13.12.2011 в 10 час. 00 мин. назначено составление протокола об административном правонарушении по делу N 8012-К/04-2011, у ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" запрошены следующие документы: письменное объяснение по делу, при наличии возражений - их нормативное и документальное обоснование; документы в подтверждение правового статуса (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав), банковские реквизиты Общества; документы, запрошенные определениями от 05.05.2011, 24.05.2011, 05.07.2011, 02.08.2011 и 06.09.2011 по делу N 7441/04-2011. Указанные документы Общество обязано было представить к 09.12.2011.
Однако по состоянию на 13.12.2011 (на момент составления протокола) никакой информации в устной либо письменной форме от ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" в Управление не поступило.
13 декабря 2011 года заместителем руководителя - начальником отдела Управления Спиридоновым И.И. в отношении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (в отсутствие представителя общества) составлен протокол об административном правонарушении N 475 по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ. Копия протокола от 13.12.2011 N 475 и определение от 13.12.2011 о назначении рассмотрения дела на 28.12.2011 в 14 час. 30 мин. направлены ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" заказными письмами с уведомлением от 13.12.2011 N 43203445032130 (по адресу место нахождения: г. Москва, ... А) и от 13.12.2011 N 43203445032123 (по почтовому адресу: г. Москва, ... ). Однако по состоянию на 28.12.2011 ни одно из вышеуказанных писем ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" не получены по неизвестным на указанный момент обстоятельствам (согласно почтовым уведомлениям указанные заказные письма обществом получены 30.12.2011).
Согласно части 2 статьи 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.
...
Изучив материалы дела N 7441/04-2011, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства, и дела об административном правонарушении N 8012-К/04-2011 заместитель руководителя - начальник отдела Управления Спиридонов И.И. 26.01.2012 вынес постановление N 08 о назначении ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" административного наказания в размере 300 000 руб. (минимальный размер штрафа, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ).
Управлением административное наказание ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" назначено по минимальному размеру штрафа, установленного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Поскольку факт непредставления заявителем сведений (информации) с учетом изложенных выше обстоятельств подтверждается материалами дела, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 сентября 2012 г. N Ф06-6533/12 по делу N А72-1096/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13528/12
03.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13528/12
04.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6533/12
09.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5322/12
09.04.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-1096/12