г. Казань |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А12-17096/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Арукаевой И.В., Салиховой З.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, - извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2012 (судья Милованова И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Жаткина С.А., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-17096/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Нарвский массив" к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" о взыскании 471 647,84 руб.
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Нарвский массив" (далее - ТСЖ "Нарвский массив", Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", Общество, ответчик) о взыскании переплаты за природный газ, поставленный за период с сентября 2008 года по декабрь 2010 года, в сумме 1 966 745,32 руб. (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений размера исковых требований).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, считая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, потребление природного газа с целью последующей поставки тепла населению с использованием котельной не может являться коммунальной услугой по газоснабжению, так как в этом случае населением потребляется непосредственно тепло, а не природный газ.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, между ТСЖ "Нарвский массив" (Покупатель) и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" (Поставщик) заключен договор поставки газа от 20.07.2007 N 09-5-11580/08, по условиям которого Поставщик обязался осуществлять поставку природного газа с 01.01.2008 по 31.12.2012, а Покупатель обязался принимать газ в согласованных между сторонами объемах и оплачивать газ в порядке и на условиях, предусмотренных договором. Природный газ поставляется для котельной по адресу: г. Волгоград, ул. Нарвская, д.6/1.
Согласно пункту 5.1 договора исполнение договора оплачивается Покупателем Поставщику по цене, складывающейся из регулируемой оптовой цены на газ (оптовой цены на газ, определяемой в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен), тарифа на его транспортировку по сетям ГРО и платы за снабженченско-сбытовые услуги, которые устанавливаются и применяются в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
Платеж покупателем за поставляемый газ, услуги по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги производится ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитывается как разница между фактической стоимостью обязательств по договору, определенной актом приема-передачи газа и приложением N 1 к акту приема-передачи газа по стоимости. В срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, Поставщик направляет Покупателю счет-фактуру на поставленный газ с выделением в счете объемов газа по видам газа, стоимости каждого вида газа исходя из оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги и стоимости транспортировки газа (пункт 5.1 договора).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что при расчете за поставленный газ по вышеуказанному договору в спорный период ответчиком применялись тарифы, установленные для промышленных потребителей.
Посчитав, что со стороны Общества имеется неосновательное обогащение в виде разницы между суммой, начисленной Обществом по тарифу, установленному для промышленных потребителей, и суммой, рассчитанной Товариществом по тарифу, установленному для населения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 Закона о газоснабжении закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (статья 8 Закона о газоснабжении).
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вышеуказанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый жилищно-эксплуатационным организациям для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как разъяснено в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57, из толкования во взаимосвязи норм пункта 1 статьи 135, подпункта 1 пункта 1 статьи 137, подпункта 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что при заключении договоров на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах товарищества собственников жилья (ТСЖ) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Поэтому по смыслу действующего законодательства ТСЖ "Нарвский массив" отвечает признакам исполнителя коммунальных услуг и в силу статьи 135 ЖК РФ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов.
Судебными инстанциями установлено, что газ, приобретаемый в соответствии с условиями заключенного договора поставки, используется истцом в качестве топлива для единой котельной, производящей тепловую энергию с целью отопления и горячего водоснабжения пяти жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Волгоград, ул. Нарвская, д. 2, 4, 6, 8, 10.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно пришли к выводу о том, что исполнитель коммунальных услуг в лице товарищества собственников жилья вправе приобретать газ у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан. Данный вывод соответствует нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения, и сложившейся арбитражной практике.
Таким образом, исходя из приведенного требования пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, расчет размера платы за приобретение Товариществом газа должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правильность и обоснованность представленного истцом расчета излишне оплаченных денежных средств за природный газ для котельной вследствие неправильного применения тарифа на газ были опровергнуты ответчиком и им представлен контррасчет, согласно которому в связи с неверно указанными истцом данными о количестве потребленного газа в январе - апреле 2009 года, феврале и марте 2010 года, июне - августе 2010 года, октябре - декабре 2010 года сумма излишне оплаченных денежных средств составляет 1 966 745,32 руб.
Истец согласился с представленным контррасчетом ответчика, в связи с чем в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил размер заявленных требований.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования Товарищества.
Ссылка заявителя жалобы на неправильное исчисление суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с него, не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку вопрос об исправлении арифметических ошибок может быть разрешен в порядке, предусмотренном статьей 179 АПК РФ.
Иные доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, также не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Решение суда первой инстанции от 12.01.2012 и постановление апелляционного инстанции от 16.04.2012 соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А12-17096/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57, из толкования во взаимосвязи норм пункта 1 статьи 135, подпункта 1 пункта 1 статьи 137, подпункта 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что при заключении договоров на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах товарищества собственников жилья (ТСЖ) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Поэтому по смыслу действующего законодательства ТСЖ "Нарвский массив" отвечает признакам исполнителя коммунальных услуг и в силу статьи 135 ЖК РФ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов.
...
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 сентября 2012 г. N Ф06-6055/12 по делу N А12-17096/2011