г. Казань |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А65-358/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
заявителя - Денисова А.В., доверенность от 13.01.2012 N 12/19,
ответчика - Кашафутдиновой Л.А., доверенность от 08.08.2012 N 2.4-0-10/015059,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2012 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Кувшинов В.Е., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-358/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Казаньоргсинтез", г. Казань (ИНН 1658008723, ОГРН 1021603267674) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Казаньоргсинтез" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Казаньоргсинтез") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани (далее - ИФНС России по Московскому району г. Казани, ответчик, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 05.10.2011 N 1529.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012, заявленные требования удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ответчиком была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год.
По результатам проверки налоговым органом был составлен акт от 27.06.2011 N 1529 и с учетом дополнительных мероприятий принято решение от 05.10.2010 N 1529.
Указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату земельного налога за 2010 год в виде штрафа в размере 1 300 540,20 руб.
Этим же решением ОАО "Казаньоргсинтез" доначислен земельный налог в сумме 6 863 103 руб. и пени в сумме 432 512,75 руб.
Решением от 16.12.2011 N 790 Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан оставило решение налогового органа от 05.10.2011 N 1529 без изменения и утвердило его.
Основанием для доначисления земельного налога послужило, неправомерное, по мнению Инспекции, не отражение Обществом в налоговой декларации 25 земельных участков, занятых опорами линий электропередач (далее - опоры ЛЭП), в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с заявлением в суд.
Суды, удовлетворяя требования Общества, обоснованно исходили из следующего.
Согласно положениям подпунктов 1 и 2 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право собственности на земельные участки и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Право собственности на земельные участки и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно статье 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Плательщиком земельного налога является лицо, которое в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации одного из названных прав на земельный участок (с момента внесения записи в реестр) и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (пункт 1 постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
В данном случае, поскольку правоустанавливающие документы на 25 спорных земельных участков, занятых опорами ЛЭП, у заявителя по состоянию на 2010 год отсутствовали, то суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для доначисления земельного налога в отношении этих земельных участков.
Ссылки налогового органа на письмо федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" от 14.04.2011 и акт о приемке в эксплуатацию законченных строительством ВЛ-110 от Казанской ТЭЦ до ЦРП-6 подлежат отклонению. Указанные документы не являются правоустанавливающими документами на земельные участки.
Доводам Инспекции судами дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по делу N А65-358/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно не отразил в налоговой декларации по земельному налогу 25 земельных участков, занятых опорами линий электропередач. Отсутствие правоустанавливающих документов не освобождает налогоплательщика от обязанности исчислить и уплатить земельный налог.
Суд с позицией налогового органа не согласился.
Суд указал, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации одного из названных прав на земельный участок (с момента внесения записи в реестр) и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
Поскольку правоустанавливающие документы на 25 земельных участков, занятых опорами линий электропередач, у налогоплательщика по состоянию на 2010 г. отсутствовали, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для доначисления земельного налога в отношении этих земельных участков.
Таким образом, доначисление земельного налога неправомерно.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2012 г. N Ф06-7053/12 по делу N А65-358/2012