г. Казань |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А55-33012/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Гаврилина С.А., доверенность от 12.05.2012,
ответчика - Каюрова Е.А., доверенность от 28.12.2011,
третьего лица - Мавлютовой Р.И., доверенность от 12.01.2012,
в отсутствие:
третьего лица - Управления Федерального казначейства по Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарского области от 28.03.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-33012/2011
по заявлению администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, с. Красноармейское, Красноармейский район, Самарская область (ИНН 6375002007, ОГРН 1026303780007) к Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара (ИНН 6315802231, ОГРН 1026300972444) о признании недействительным приказа от 26 декабря 2011 года N 01-21/177, с участием третьих лиц: Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Управления Федерального казначейства по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
приказом Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 N 01-21/177 Управлению Федерального казначейства по Самарской области предписано взыскать из бюджета муниципального района Красноармейский Самарской области и перечислить в доход областного бюджета неиспользованные остатки целевых средств в сумме 1 060 200 руб.
Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области (далее - администрация) в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании данного приказа недействительным.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство управления финансами Самарской области, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2012 по делу N А55-33012/2011 заявление удовлетворено. Приказ Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 N 01-21/177 "О взыскании из бюджета муниципального района Красноармейский Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств" признан недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства управления финансами Самарской области и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - без удовлетворения.
В кассационных жалобах указанные министерства просят отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления администрации. Считают ошибочным вывод суда о том, что гражданин Васильев И.А. имеет право на обеспечение его жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (далее - Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714), поскольку данный Указ не распространяется на лиц, имеющих статус ветерана Великой Отечественной войны, но не принимавших непосредственного участия в войне. Ветераны, непосредственно не принимавшие участия в Великой Отечественной войне, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьями 13-22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах). Обеспечение данных категорий ветеранов войны жильем производится за счет средств федерального бюджета, учитываемых по различным целевым статьям бюджетной классификации. По мнению Министерства управления финансами Самарской области, суд должен был ограничиться проверкой соответствия приказа статье 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2009. Считает, что суд неправомерно вышел за пределы заявленных требований, дав оценку целевому либо нецелевому использованию администрацией целевых бюджетных средств, дав оценку соответствия приказа Закону о ветеранах и Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714. При этом акт проверки целевого расходования бюджетных средств от 21.05.2012 является действующим, в связи с чем Министерство управления финансами Самарской области будет вынуждено издать новый приказ о взыскании из бюджета муниципального образования неиспользованных остатков бюджетных средств. Данное обстоятельство министерство рассматривает как препятствующее обжалованию приказа в судебном порядке.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ с использованием видео-конференц-связи. В судебном заседании представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области считает, что Васильев А.И. не имел правовых оснований на получение субсидий, выделяемых на основании Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714, соответственно приказ Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 N 01-21/177, предписывающий Управлению Федерального казначейства по Самарской области взыскать из бюджета муниципального района Красноармейский Самарской области и перечислить в доход областного бюджета неиспользованные остатки целевых средств является законным. Представитель Министерства управления финансами Самарской пояснил, что обжалуемый приказ является законным, принятым на основании порядка Министерства финансов Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, а так же порядка Самарской области, при этом считает данный спор неподведомственным арбитражным судам. Представитель администрации выразил позицию о законности представленных Васильеву А.И. субсидий, так как Васильев А.И. является ветераном Великой Отечественной войны. Считает, что приведенная практика министерствами не относится к рассматриваемому спору.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационных жалоб, пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании приказа Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 12.05.2011 N 48 в администрации была проведена проверка целевого и эффективного использования в период с 01.01.2009 по 20.05.2011 субвенций, выделенных из областного бюджета на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714. Из акта проверки от 27.05.2011 следует, что проверяющие пришли к выводу о нецелевом расходовании полученных субвенций, выразившееся в использовании 1060, 2 тыс. руб. бюджетных средств на приобретение жилья для Васильева И.А. в отсутствие документов, подтверждающих прохождение им воинской службы в период Великой Отечественной войны.
Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 предусматривает завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Закону о ветеранах.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Васильев А.И., принимавший в 1950-1951 годах участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, и имеющий удостоверение участника войны, в силу пункта "е" статьи 2 Закона о ветеранах имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, в том числе на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 15 данного закона - право на получение мер социальной поддержки в виде однократного обеспечения жильем. Установив факт выделения администрацией денежных средств для приобретения жилья лицу, имеющему в силу закона статус ветерана Великой Отечественной войны, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии факта нецелевого расходования субсидий, предоставленных для реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714.
Данный вывод соответствует нормам материального права. Из Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 не следует, что Президент Российской Федерации, принимая решение о завершении обеспечения жильем лиц, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Закону о ветеранах, распространил действие Указа только на отдельные категории перечисленных в статье 2 Закона о ветеранах лиц, имеющих в силу закона статус ветерана Великой Отечественной войны в силу пункта 1 статьи 2 данного Закона.
Проверка судом обоснованности изложенных в акте проверки выводов о нецелевом расходовании администрацией выделенных субсидий не является выходом за пределы заявленных требований. Поскольку в силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации санкция в виде бесспорного списания использованных нецелевым образом бюджетных средств возможна только при установлении факта направления и использования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Отсутствие факта нецелевого использования бюджетных средств влечет недействительность ненормативного акта о применении санкции, предусмотренной статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, даже если установленный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2009 N 51н "Об Общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета" порядок взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение соблюден. Это касается как оспоренного в настоящем деле приказа, так и последующих действий по применению предусмотренной статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации санкции по тем же основаниям (о применении которых в будущем в кассационной жалобе заявил представитель Министерства управления финансами Самарской области). Применение в будущем таких санкций не исключает судебных разбирательств о законности примененных санкций, с квалификацией таких действий уполномоченного органа публичной власти с применением статьи 16 АПК РФ.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарского области от 28.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 по делу N А55-33012/2011 оставить без изменений, кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверка судом обоснованности изложенных в акте проверки выводов о нецелевом расходовании администрацией выделенных субсидий не является выходом за пределы заявленных требований. Поскольку в силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации санкция в виде бесспорного списания использованных нецелевым образом бюджетных средств возможна только при установлении факта направления и использования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Отсутствие факта нецелевого использования бюджетных средств влечет недействительность ненормативного акта о применении санкции, предусмотренной статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, даже если установленный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2009 N 51н "Об Общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета" порядок взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение соблюден. Это касается как оспоренного в настоящем деле приказа, так и последующих действий по применению предусмотренной статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации санкции по тем же основаниям (о применении которых в будущем в кассационной жалобе заявил представитель Министерства управления финансами Самарской области). Применение в будущем таких санкций не исключает судебных разбирательств о законности примененных санкций, с квалификацией таких действий уполномоченного органа публичной власти с применением статьи 16 АПК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2012 г. N Ф06-6777/12 по делу N А55-33012/2011
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14272/12
18.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14272/12
11.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6777/12
09.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5362/12
28.03.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-33012/11