г. Казань |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А65-33873/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "ТВТ", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2012 (судья Галиуллин Э.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-33873/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "ТВТ", г. Казань, (ОГРН 1021603629838), к административной комиссии г. Казани об оспаривании постановлений от 14.12.2011 N 4883 М, от 14.12.2011 N 4885 М, от 13.12.2011 N 4868 М, от 15.12.2011 N 4946 М, от 15.12.2011 N 4948 М, от 14.12.2011 N 4888 М, от 13.12.2011 N 4876 М,
УСТАНОВИЛ:
постановлениями административной комиссии г. Казани от 14.12.2011 N 4883 М, от 14.12.2011 N 4885 М, от 13.12.2011 N 4868 М, от 15.12.2011 N 4946 М, от 15.12.2011 N 4948 М, от 14.12.2011 N 4888 М, от 13.12.2011 N 4876 М, открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "ТВТ" (далее - ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ", общество) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 3.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Татарстан (далее - КоАП РФ) за допущенные нарушения пункта 6.5.10 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской думы от 18.10.2006 N 4-12. Обществу за каждое нарушение назначено наказание в виде административного штрафа в 200 000 рублей.
Общество обжаловало данные решения о привлечении его к административной ответственности в арбитражном суде по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2012 по объединенному производством делу N А65-33873/2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 решение суда первой инстанции от 27.03.2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, постановления административной комиссии признать незаконными.
Считает, что суд не применил статью 2.1 КоАП РФ с учетом разъяснений, приведенных в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10. Суд не исследовал вопрос о наличии у общества реальной возможности по переносу имеющихся коммуникационных линий в подземные коммуникации в период с 10.03.2010 до сентября-октября 2011 года, учитывая отсутствие такой сети подземных коммуникаций и достигнутое с Министерством информатизации и связи Республики Татарстан соглашение о проектировании таких коммуникаций в срок до апреля 2012 года и строительстве коммуникаций в срок до 31.11.2012, соглашение с ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" об использовании принадлежащих ему подземных коммуникаций, подписанное в сентябре 2011 года.
Суд не применил пункт 2 статьи 4.1 и статью 4.2 КоАП РФ и не разрешил вопрос об освобождении от административной ответственности с учетом всех смягчающих обстоятельств, учитывая, что на момент ввода в эксплуатацию линий связи отсутствовал запрет на их размещение "воздушным" путем.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 АПК РФ, представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Решением Казанской городской Думы от 10.03.2010 N 16-48 в утвержденные 18.10.2006 Правила благоустройства города Казани внесены дополнения в виде пунктов 6.5.10 и 6.5.11, вступающих в силу с 01.06.2010, следующего содержания:
"6.5.10. Запрещается:
пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию;
размещать запасы кабеля вне распределительного муфтового шкафа;
использовать в качестве крепления кабеля связи:
- элементы крепления контактных сетей электрифицированного транспорта и линий электропередач;
- элементы обустройства автомобильных дорог - дорожные ограждения, светофоры, остановочные пункты;
- элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
6.5.11. Запрещается содержать технические средства связи (кабели, элементы крепления кабелей, распределительные и муфтовые шкафы и другие), а также подключаемые с их помощью технические устройства в ненадлежащем состоянии (надрыв и/или отсутствие изоляционной оболочки, отсутствие покраски, наличие коррозии и/или механических повреждений, провес проводов и/или намотка их на опоры освещения и линий электропередачи)."
Статья 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19.12.2006, принятого Государственным Советом Республики Татарстан, за нарушение правил благоустройства поселений и городских округов была предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 000 руб. до 200 000 руб. (для юридических лиц). С 27.01.2012 размер штрафа установлен с 200 000 руб. до 500 000 руб.
Административной комиссией установлено, что ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ", как оператор связи, для крепления используемых в своей деятельности кабельных линий связи использовало элементы крыш, фасадов, лифтовой шахты, антенн общего пользования домов, находящихся в городе Казани, что и явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьями 3.6 КоАП РТ.
Сам факт крепления линий связи "воздушным" способом обществом не оспаривается. Общество только указывает на то, что размещение линий связи указанным способом было произведено до вступления в силу запрета на их размещение таким способом и при наличии всей необходимой разрешительной документации.
Суд первой инстанции, дав оценку данным обстоятельствам, пришел к выводу, что наличие разрешительной документации на размещение устройств связи, а также монтаж воздушных линий связи до установления правилами благоустройства запрета на их размещение "воздушным" способом, не опровергает выводов административного органа о наличии состава административного правонарушения. При этом вина общества состоит в том, что оно, зная о введенном запрете на размещение линий связи "воздушным" способом, не совершило с июня 2010 года фактических действий по приведению принадлежащих ему линий связи в соответствие с правилами благоустройства. Наличие разрешительной документации на установку устройств связи не освобождает общество от обязанности исполнения нормативного акта муниципального органа в части соблюдения установленных в городе правил благоустройства.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что общество, имея возможность устранения нарушений правил благоустройства, не предприняло мер по приведению линий связи в соответствие с правилами благоустройства, что свидетельствует о вине юридического лица в совершении административного правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции в силу статьей 286, 287 АПК РФ не вправе переоценивать выводы судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах дела, в том числе о наличии либо отсутствии у общества возможности привести имеющиеся у него коммуникации в соответствие с действовавшими правилами благоустройства.
Доводы общества о том, что суд должен был при рассмотрении настоящего дела дать оценку законности Правил благоустройства города Казани на предмет соответствия его Федеральному закону от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", не может быть принят во внимание. Часть 2 статьи 13 АПК РФ в данном случае не могла быть применена. Утверждение правил благоустройства территории поселений, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Статья 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" устанавливает правовые основы строительства и эксплуатации сооружений связи (договор с собственником домов, опор, мостов, коллекторов, туннелей и т.п.), но не определяет условий, в том числе технических требований, к размещению сооружений связи. Не установлены такие требования (в части крепления кабельных линий связи к объектам градостроительной инфраструктуры) и обязательными нормативными актами в области технического регулирования. Существующие ведомственные строительные нормы 116-93 "Инструкция по проектированию линейно-кабельных сооружений связи" не являются нормативным документом обязательного применения.
Таким образом, поскольку Правила благоустройства города Казани являются нормативным актом, принятым органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными муниципальному образованию федеральным законом полномочиями, вышеуказанные законы имеют различный предмет регулирования, данный спор не может быть разрешен путем неприменения судом нормативного акта, противоречащего нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Вопрос о соответствии Правил благоустройства действующему законодательству может быть разрешен полномочным судом в отдельном споре о признании данных правил недействующими. Как следует из материалов дела общество не обращалось в суд с заявлением о признании Правил благоустройства недействующими.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, в том числе уменьшив назначенное административным органом наказание до минимально предусмотренного статьей 3.6 КоАП РТ предела с учетом смягчающих обстоятельств. Назначить наказание в виде штрафа ниже низшего предела, установленного нормативным актом, определяющим вид и размеры наказания, суд не вправе в силу пункта 1 статьи 4.1 КоАП РФ. Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
Вместе с тем, учитывая изложение Правил благоустройства города Казани в новой редакции решением Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 4-14, организации связи, к которым были применены административные санкции за нарушение пунктов 6.5.10, 6.5.11 правил, вправе использовать способ защиты своих прав, указанный в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 по делу N А65-33873/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество было оштрафовано за нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Поводом для этого послужило то, что общество как оператор связи использовало для крепления кабельных линий связи, используемых в своей деятельности, элементы крыш, фасадов, лифтовой шахты, антенн общего пользования домов.
Пытаясь оспорить штраф, общество сослалось на то, что на момент ввода в эксплуатацию спорных линий связи не было запрета на их размещение "воздушным" способом.
Кроме того, муниципальные правила, установившие подобный запрет, не соответствуют Закону о связи.
Суд округа не согласился с этими доводами и указал следующее.
В рассматриваемом случае муниципальные правила благоустройства территории запрещают содержать технические средства связи (кабели, элементы их крепления, распределительные и муфтовые шкафы и другие), а также подключаемые с их помощью технические устройства в ненадлежащем состоянии (надрыв и/или отсутствие изоляционной оболочки, отсутствие покраски, наличие коррозии и/или механических повреждений, провес проводов и/или намотка на опоры освещения и линий электропередачи).
Спорные линии связи были введены в эксплуатацию компанией при наличии разрешительной документации до того, как был установлен названный запрет.
Между тем подобные обстоятельства не опровергают вывод о наличии состава административного правонарушения.
Причина - общество, зная о введенном запрете на размещение линий связи "воздушным" способом, не совершило с момента их возведения действий для того, чтобы привести их в соответствие с правилами благоустройства.
Наличие разрешительной документации на установку устройств связи не освобождает от обязанности исполнять правила благоустройства.
Ссылка на Закон о связи также несостоятельна. Он устанавливает правовые основы строительства и эксплуатации сооружений связи, но не определяет условия, в т. ч. технические требования, к размещению подобных объектов.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2012 г. N Ф06-6941/12 по делу N А65-33873/2011