г. Казань |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А57-3459/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области Тарабрина Д.В. (доверенность от 29.05.2012 N 77),
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.04.2012 (судья Топоров А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Пригарова Н.Н.)
по делу N А57-3459/2012
по заявлению администрации Калининского муниципального района Саратовской области, г. Калининск (ИНН 6415001965, ОГРН 1026400787555) о признании недействительным сообщения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, с участием заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Матрусовой А.А., г. Калининск,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась администрация Калининского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) с заявлением о признании недействительным сообщения об отказе в государственной регистрации перехода права, права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, общей площадью 104,3 кв. м, этаж 1, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Калининск, ул. Советская, д. 11 (далее - нежилое помещение), принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление) от 22.12.2011; об обязании Управления зарегистрировать переход права, права собственности Администрации на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.09.2011, заключенного по результатам аукциона по продаже муниципального имущества муниципального района от 14.09.2011 (протокол N 4 от 14.09.2011).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.04.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление просит вышеуказанные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 04.09.2012 судом кассационной инстанции объявлен перерыв до 13 часов 50 минут 11.09.2012, после которого судебное заседание продолжено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Калининского районного собрания Калининского муниципального района Саратовской области от 08.07.2011 N 5-51 было дано согласие на проведение торгов в форме аукциона по продаже нежилого помещения.
Главой администрации Калининского муниципального района Саратовской области вынесено постановление от 27.07.2011 N 1065 о проведении торгов в форме аукциона по продаже вышеуказанного нежилого помещения.
Информация о проведении торгов по продаже нежилого помещения была размещена в средствах массовой информации - газета "Народная трибуна" от 11.08.2011 N 92-93.
Проведение торгов в форме аукциона по продаже нежилого помещения состоялось 14.09.2011.
Согласно протоколу от 14.09.2011 N 4 о результатах открытого аукциона по продаже муниципального имущества Калининского муниципального района победителем торгов в отношении лота N 1 (муниципальное недвижимое имущество - нежилое помещение общей площадью 104,3 кв. м, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Калининск, ул. Советская, д. 11) признан участник под N 4 - Матрусова Александра Александровна.
Между Администрацией и победителем торгов Матрусовой Александрой Александровной был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 16.09.2011, в соответствии с которым был составлен передаточный акт о принятии покупателем объекта муниципального недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 104,3 кв. м, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Калининск, ул. Советская, д. 11. Обязательства по настоящему договору согласно акту взаимных расчетов от 26.09.2011 исполнены в полном объеме.
Администрация и Матрусова Александра Александровна 27.09.2011 обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права, права собственности на объект недвижимого имущества, на основании договора купли-продажи от 16.09.2011, заключенного по результатам аукциона по продаже муниципального имущества.
Однако сообщением от 22.12.2011 в государственной регистрации права было отказано, ввиду чего заявитель был вынужден обратиться с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что гражданское законодательство состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что при приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Закона N 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статьей 18 вышеуказанного Федерального закона установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции, 27.09.2011 Администрация и Матрусова Александра Александровна обратились с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимого имущества, представив следующие документы: договор купли-продажи недвижимого имущества от 16.09.2011, передаточный акт от 16.09.2011.
В качестве оснований для отказа в регистрации права, Управление указывает на то, что при заключении вышеуказанного договора не соблюдены нормативные акты местного самоуправления, регулирующие порядок приватизации муниципального имущества в Калининском районе Саратовской области.
Исследуя данный вопрос, суд первой инстанции, правомерно указал на то, что Устав Калининского муниципального района Саратовской области предусматривает, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к компетенции Калининского районного собрания.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Калининского муниципального района Саратовской области, утвержденным решением Калининского районного собрания Калининского муниципального района Саратовской области от 11.10.2007 N 29-303, приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации имущества, находящегося в собственности Калининского муниципального района Саратовской области.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 раздела 5 Положения "О приватизации муниципального имущества Калининского муниципального района Саратовской области" от 29.04.2011 N 3-29 (далее - Положение N 3-29) решение об условиях приватизации муниципального имущества принимается в соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества. В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона N 178-ФЗ порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Отчуждение муниципального имущества - нежилого помещения общей площадью 104,3 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Калининск, ул. Советская, д. 11, путем его продажи на аукционе Матрусовой Александре Александровне осуществлено в соответствии с требованиями федерального законодательства о приватизации муниципального имущества по решению полномочного представительного органа местного самоуправления Калининского муниципального района Саратовской области и является законным основанием для регистрации перехода права собственности на указанный объект недвижимости от муниципального образования к Матрусовой Александре Александровне.
Кроме того, в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 13.09.2012, в соответствии с которым собственником нежилого помещения, на момент заключения договора купли-продажи от 16.01.2011, являлся Калининский муниципальный район Саратовской области (т. 1, л.д. 33).
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, как и право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, на момент рассмотрения настоящего спора сведений о наличии решения суда, вступившего в законную силу, о признании договора купли-продажи от 16.09.2011 недействительным отсутствуют, в связи, с чем оснований считать действия Администрации незаконными не имеется.
Таким образом, не включение спорного имущества в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества Калининского муниципального района, в силу положений гражданского законодательства, не может препятствовать регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимого имущества, поскольку собственник имущества распорядился им на основании решения Калининского районного собрания Калининского муниципального района Саратовской области от 08.07.2011 N 5-51, с соблюдением публичных процедур, обеспечивающих равный доступ для приобретения объекта недвижимого имущества.
При указанных обстоятельствах у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на нежилое помещение.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам была дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.04.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 по делу N А57-3459/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статьи 10 Закона N 178-ФЗ порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
...
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, как и право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2012 г. N Ф06-6151/12 по делу N А57-3459/2012