г. Казань |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А55-22768/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарский хлеб", г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-22768/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарский хлеб", г. Самара, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, с участием третьего лица: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании недействительным заключения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарский хлеб" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) от 01.07.2011 N СП-6/8447-2-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плате (кадастровой карте) соответствующей территории, а также об обязании рассмотреть по существу обращение Общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 вышеуказанное решение отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции от 11.03.2012.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерством имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) 04.08.2011 N 12-2/0893/10-а отказано Обществу в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, проспект Карла Маркса, около дома N 512, площадью 10,00 кв. м, под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией (л.д. 10-12).
Основанием для отказа послужило заключение Департамента от 01.07.2011 N СП-6/8447-2-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Не согласившись с заключением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованный судебный акт, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Самарской области от 30.05.2006 N 45-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле", органы местного самоуправления городского округа Самара вправе распоряжаться только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков из земель городского округа Самара осуществляется в порядке, установленном Положением "О порядке, предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, для целей, не связанных со строительством", утвержденным решением Думы городского округа Самара от 25.02.2010 N 852, а также Положением "О порядке, предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара", утвержденным решением Думы городского округа Самара от 23.04.2009 N 732.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" с 01.07.2006 полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара наделены исполнительные органы государственной власти Самарской области.
Согласно вышеуказанному нормативному акту полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок).
На основании статей 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положений вышеуказанного Порядка органы местного самоуправления городского округа Самара осуществляют по обращению уполномоченных органов исполнительной власти Самарской области утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории разграничены постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" и постановлением администрации городского округа Самара от 17.12.2010 N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности".
В соответствии с частью 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Градостроительное зонирование обуславливается наличием правил землепользования и застройки, утверждающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
Так согласно пункту 6, пункту 8, пункту 9 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно части 8 статьи 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в пределах городской черты города Самары, разрешенным считается такое использование, которое соответствует:
-градостроительным регламентам статьи 30 настоящих Правил;
-иным документально зафиксированным в соответствии с федеральным законодательством ограничениям на использование недвижимости (включая договоры об установлении сервитутов, иные документы).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно заключению Департамента, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4).
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре основными разрешенными видами использования земельных участков в зоне Ж-4 являются:
- многоквартирные дома 2-9 этажей в пределах исторической части города,
- многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города,
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания,
- школы начальные и средние,
- клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения,
- библиотеки, архивы, информационные центры,
- музеи, выставочные залы,
- спортплощадки,
- аптеки,
- поликлиники,
- пункты первой медицинской помощи,
- почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции,
- банно-оздоровительные комплексы,
- предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 кв. м,
- магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв. м,
- кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 кв. м,
- индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 кв. м,
- объекты, связанные с отправлением культа.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
На основании части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Вид использования - под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией не входит в перечень основных разрешенных видов использования земельных участков предусмотренный для данной территориальной зоны Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Согласно Порядку граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка (пункт 2.1).
Согласно пункт 2.4. Порядка, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
На основании указанного постановления на Департамент возложены полномочия по утверждению схем расположения по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами).
В данном случае в соответствии с указанными полномочиями Департаментом 01.07.2011 дано заключение N СП-6/8447-2-1 (л.д. 52-53) о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, в котором указано, что по топографическим материалам Департамента и представленным документам указанный земельный участок расположен на расстоянии менее 20 метров от окон жилых помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, проспект Карла Маркса, дом N 512, находится на газоне.
Согласно пункту 2.11 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", установка временного киоска на данном земельном участке приведет к уменьшению площади озелененной территории микрорайона.
Кроме того, использование земельного участка под установку временного торгового киоска "Хлеб" не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны, поскольку в соответствии со статьей 6 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области" не допускается размещение объектов некапитального характера на территориях, занятых земельными насаждениями.
Эти данные указаны в заключении уполномоченным органом согласно имеющимся у него топографическим материалам, а также, как следует из заключения, представленным ему материалам.
Заявителем не представлены в суд надлежащие доказательства в опровержение этих данных, указанных в заключении.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что несоответствие обжалуемого заключения Департамента требованиям закона материалами дела не доказано, что согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ведет к отказу в удовлетворении требований о признании недействительным ненормативного акта.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам, а отказ в удовлетворении заявленных требований - правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по делу N А55-22768/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вид использования - под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией не входит в перечень основных разрешенных видов использования земельных участков предусмотренный для данной территориальной зоны Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61.
...
Постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
...
Согласно пункту 2.11 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", установка временного киоска на данном земельном участке приведет к уменьшению площади озелененной территории микрорайона.
Кроме того, использование земельного участка под установку временного торгового киоска "Хлеб" не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны, поскольку в соответствии со статьей 6 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области" не допускается размещение объектов некапитального характера на территориях, занятых земельными насаждениями."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 сентября 2012 г. N Ф06-6028/12 по делу N А55-22768/2011