г. Казань |
|
21 сентября 2012 г. |
Дело N А72-475/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчиков: Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области - Круть Е.А. по доверенности от 03.02.2012 N 16-06-13/01345, Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска - Круть Е.А. по доверенности от 15.05.2012 N 16-05-07/05786,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2012 (судья Бабенко Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Марчик Н.Ю., Рогалева Е.М.)
по делу N А72-475/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Бачкова Сергея Владимировича, г. Ульяновск (ИНН 732896874449, ОГРНИП 310732836200012) к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бачков Сергей Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции, о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - первый ответчик, налоговый орган, инспекция, ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска) от 05.12.2011 N 10 об отказе в возмещении частично налога на добавленную стоимость в размере 5 184 632 руб., N 852 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2011 года в размере 5 184 632 руб. и решения УФНС России по Ульяновской области (далее - второй ответчик, вышестоящий налоговый орган, УФНС России по Ульяновской области) от 30.12.2011 N 16-15-12/15686 об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Бачкова Сергея Владимировича.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2012 по делу N А72-475/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2012 оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с вышеуказанными актами и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять новый судебный акт по основаниям, указанным в отзыве.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судебная коллегия в соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчиков, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, пришла к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13.07.2011 предприниматель Бачков СВ. представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2011 года. Согласно книге покупок и декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 сумма налоговых вычетов по НДС составила 5 278 291 руб.
Актом камеральной налоговой проверки от 27.10.2011 N 3957. налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011 г. налоговым органом установлена правомерность применения заявителем налоговых вычетов по НДС в размере 93 659 руб. Применение налоговых вычетов по НДС в размере 5 184 632 руб. признано налоговым органом необоснованным.
ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска 05.12.2011 по результатам камеральной налоговой проверки приняты решения N 852 об отказе в привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 10 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость в размере 5 184 632 руб.
Предприниматель, не согласившись с решениями налогового органа от 05.12.2011 N 10 и от 05.12.2011 N 852, обжаловал их в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Ульяновской области от 30.12.2011 N 16-15-12/15686, жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения, решения от 05.12.2011 N 10 и N 852 признаны законными и обоснованными.
Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод налогового органа о том, что в данном случае заявитель не является налоговым агентом и не имеет право на вычет. Налог по сделке должен быть уплачен департаментом.
Заявитель не согласился с вышеуказанными актами налоговых органов и обратился в арбитражный суд.
Суды предыдущих инстанций удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу пункта 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями".
Как установлено судами предыдущих инстанций в рассматриваемом случае 31.12.2010 между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (Продавец), с одной стороны, и Бачковым Сергеем Владимировичем (Покупатель), подписан договор купли-продажи недвижимого имущества N 5, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, согласно которому Продавец обязуется передать в собственность за плату, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях данного договора недвижимое имущество: здание корпуса ЗОЗК общей площадью 7 671,21 кв. м, назначение: нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, 30 проезд Инженерный, N 21, находящееся в собственности Ульяновской области.
Оплата за приобретенное в собственность нежилое недвижимое имущество - здание корпуса ЗОЗК, произведена предпринимателем Бачковым С.В. наличными денежными средствами через Ульяновское отделение 8588/43 по чекам-ордерам: от 16.12.2010 в размере 3 717 300 руб.; от 11.01.2011 в размере 25 086 211 руб., также уплачен НДС в размере 5184632 по чеку от 11.01.2011.
Право собственности за Бычковым Сергеем Владимировичем было зарегистрировано 03.03.2011, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.03.2011 серия 73-АА 147789, от 03.03.2011 Серия 72-АА 147790.
В качестве индивидуального предпринимателя Бачков Сергей Владимирович зарегистрирован 28.12.2010 в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что Бачков С.В. на момент совершения сделки на приобретение недвижимого имущества являлся индивидуальным предпринимателем. Все обязательства в качестве налогового агента исполнены налогоплательщиком в установленный срок, НДС исчислен и уплачен в бюджет полностью, что подтверждается чеком-ордером филиала N 8588/43 Ульяновского отделения Сбербанка от 11.01.2011 в размере 5 184 632 руб. и ответчиками не оспаривается.
Соответственно он, как налоговый агент, в порядке пункта 3 статьи 171, статьи 173 НК РФ имеет право на налоговый вычет по данной сделке.
Кроме того, из материалов дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что приобретенное Бачковым С.В. недвижимое имущество - нежилое помещение использовалось им не для личных хозяйственных целей как физическим лицом, а в предпринимательских целях, для систематического извлечения дохода.
Ссылка налогового органа на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 16055/11 и на то, что налог должен быть уплачен Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, поскольку физическое лицо не может быть налоговым агентом, в данном случае не состоятельна.
В постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 рассматривалась иная ситуация, в данном случае НДС уплачен в бюджет предпринимателем.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 АПК РФ.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих изменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи, с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012
по делу N А72-475/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями".
...
В качестве индивидуального предпринимателя Бачков Сергей Владимирович зарегистрирован 28.12.2010 в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что Бачков С.В. на момент совершения сделки на приобретение недвижимого имущества являлся индивидуальным предпринимателем. Все обязательства в качестве налогового агента исполнены налогоплательщиком в установленный срок, НДС исчислен и уплачен в бюджет полностью, что подтверждается чеком-ордером филиала N 8588/43 Ульяновского отделения Сбербанка от 11.01.2011 в размере 5 184 632 руб. и ответчиками не оспаривается.
Соответственно он, как налоговый агент, в порядке пункта 3 статьи 171, статьи 173 НК РФ имеет право на налоговый вычет по данной сделке.
...
Ссылка налогового органа на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 16055/11 и на то, что налог должен быть уплачен Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, поскольку физическое лицо не может быть налоговым агентом, в данном случае не состоятельна."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2012 г. N Ф06-6253/12 по делу N А72-475/2012