г. Казань |
|
21 ноября 2012 г. |
Дело N А49-6095/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Вильданова Р.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Грунина С.Н., доверенность от 01.10.2012,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Пензы, г. Пенза, на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.05.2012 (Голованова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Рогалева Е.М.) по делу N А49-6095/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Агапова Юрия Сергеевича, г. Пенза (ОГРН 304583721200169) к администрации г. Пензы, г. Пенза (ОГРН 1025801358945) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Агапов Юрий Сергеевич (далее - заявитель, ИП Агапов Ю.С.) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Пензы (далее - администрация) от 25.06.2010 N 8-А-866 в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 105 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Светлая, 74, кадастровый номер 58:29:02015001:21, и понуждении администрации подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес заявителя.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель заявителя уточнил заявленные требования, просил признать незаконным решение администрации от 25.06.2010 N 8-А-866 об отказе в предоставлении в собственность за плату, ИП Агапову Ю.С. земельного участка площадью 105 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Светлая, 74, кадастровый номер 58:29:02015001:21. Уточнение заявленных требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30.05.2012 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным, как не соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации, решение администрации от 25.06.2010 N 8-А-866 об отказе в предоставлении в собственность за плату ИП Агапову Ю.С. земельного участка площадью 105 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Светлая, 74, кадастровый номер 58:29:02015001:21, и обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.05.2012 оставлено без изменения. Суд взыскал с администрации в пользу ИП Агапова Ю.С. судебные издержки в размере 20 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Агапов Юрий Сергеевич, являясь собственником здания магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Светлая, 74, 25.05.2010 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 105 кв. м, занимаемого нежилым зданием. Одновременно заявитель просил прекратить право аренды на данный земельный участок.
Письмом начальника управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы от 25.06.2010 N 8-А-866 заявителю отказано в подготовке документов о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, отказ мотивировав тем, что согласно правилам землепользования и застройки г. Пензы испрашиваемый земельный участок расположен в природно-рекреационной зоне (зона Р-2 - зона городской рекреации) и в силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку ограничен в обороте.
Заявитель, посчитав, что отказ администрации не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд Пензенской области с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 11, 29 ЗК РФ и положениями статьи 33 устава г. Пензы (принят решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4) земля в пределах городской черты, находящаяся в ведении органов местного самоуправления, используется в порядке, установленном Пензенской городской Думой в соответствии с действующим законодательством; предоставление в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным городской Думой, муниципальных земельных участков и земельных участков, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляют органы местного самоуправления, во все виды пользования, их продажа, продажа права на заключение договора аренды земельного участка, резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд относится к компетенции администрации г. Пензы.
Следовательно, администрация в данном случае в силу статьи 29, пунктов 5, 6 статьи 36 ЗК РФ является компетентным органом, который предусмотрен и обязан совершать соответствующие действия по предоставлению земельных участков, в том числе в собственность за плату.
Решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 N 1096-50/4 утверждено положение "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам".
Названное Положение определяет процедуру приема органами местного самоуправления от заинтересованных лиц заявлений и иных документов, необходимых для предоставления в собственность, аренду или пользование земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы.
Согласно вышеуказанному положению лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка в собственность, обращаются в администрацию с заявлением на имя главы администрации. В месячный срок со дня поступления заявления с приложением полного пакета документов администрация принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности либо готовит мотивированный отказ в предоставления земельного участка. При этом данное положение не определяет форму документа, в котором может быть изложен мотивированный отказ.
В рассматриваемом случае отказ в предоставлении заявителю земельного участка изложен в письме, которое подписано начальником управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы Краснощековой Л.А. На указанное должностное лицо распоряжением главы администрации г. Пензы от 14.02.2009 N 4-р возложены обязанности по определению возможности подготовки документов по земельным вопросам, следовательно, оспариваемое заявителем письмо является мотивированным решением Администрации г. Пензы об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит здание магазина, общей площадью 118,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Светлая, 74, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.03.2008 серии 58АА N 361569.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 105 кв. м, который предоставлен Агапову Ю.С. постановлением главы администрации г. Пензы N 434/4 от 13.03.2002 в аренду для проектирования, строительства и эксплуатации торгово-остановочного комплекса.
На основании этого постановления земельный участок 20.07.2002 поставлен на кадастровый учет. Согласно кадастровому паспорту земельного участка N 5829/207/10-653 от 13.02.2010 спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для проектирования, строительства и эксплуатации торгового остановочного комплекса.
09.08.2002 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и Агаповым Ю.С. заключен договор аренды N 3579 земельного участка со сроком действия с 28.11.2001 по 28.11.2011, согласно пункту 1.2 которого земельный участок предоставлен для проектирования, строительства и эксплуатации торгово-остановочного комплекса.
Из оспариваемого отказа администрации видно, что единственным основанием для его принятия послужило наличие ограничений в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка ввиду его расположения в природно-рекреационной зоне.
Однако данное основание не предусмотрено статьей 28 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно статье 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения в г. Пензе утвержден решением Пензенской городской Думы от 28.04.2006 N 352-22/4, в соответствии которым Пензенская городская Дума принимает решение об отнесении городских земель к особо охраняемым территориям местного значения, исходя из обоснованности отнесения каждого земельного участка к особо охраняемым территориям местного значения и расчета возможных последствий (ущерба) от отнесения земельных участков либо не отнесения к особо охраняемым территориям местного значения.
Исходя из смысла норм Земельного кодекса Российской Федерации к особо охраняемым территориям местного значения могут быть отнесены любые земельные участки, имеющие особо ценное значение в соответствии с указанными в порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения критериями.
Вместе с тем действующим законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления включать в перечень земель особо охраняемых природных территорий местного значения земельные участки рекреационного назначения.
Статьей 7 ЗК РФ разграничены по своему целевому назначению земли особо охраняемых территорий и объектов и земли населенных пунктов. В свою очередь и в одну и другую группу могут входить земельные участки, расположенные в рекреационных зонах.
Перечень земель особо охраняемых природных территорий местного значения на территории г. Пензы утвержден решением Пензенской городской Думы от 26.06.2007 N 702-36/4 (с последующими изменениями) "О землях особо охраняемых природных территорий местного значения". Судом установлено, что земельный участок по ул. Светлая, 74, в данный перечень не входит. Следовательно, на данный участок не распространяется особый правовой режим, установленный для земель особо охраняемых территорий.
Таким образом, спорный земельный участок может быть отнесен только к землям рекреационного назначения, однако в отношении подобных участков статьей 27 ЗК РФ не установлены ограничения в обороте, следовательно, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в приобретении в собственность спорного земельного участка.
Вместе с тем, согласно выкопировки из правил землепользования и застройки, земельный участок площадью 105 кв. м, расположенный по адресу: ул. Светлая, 74 в г. Пенза, входит в границы территориальной зоны Р-2 (зона городской рекреации).
Пункт 2 статьи 23 указанных правил землепользования и застройки в редакции, действующей на момент обжалуемого отказа, предусматривает, что зона городской рекреации Р-2 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населением.
Основными видами разрешенного использования являются парки; ботанический сад; оранжереи; набережные; пляжи; игровые площадки; спортплощадки; сооружения для зимнего спорта; прокат игрового и спортивного инвентаря; комплексы аттракционов, бильярдные; танцплощадки, дискотеки; летние театры и эстрады; рекреационные помещения для отдыха, читальные залы; центры общения и досуговых занятий многоцелевого и специализированного значения, клубы; пункты оказания первой медицинской помощи; участковые пункты милиции; объекты пожарной охраны; тир.
К условно разрешенным видам использования относятся предприятия общественного питания; хозяйственные объекты; площадки для выгула собак.
Исходя из смысла указанного пункта статьи 23 правил землепользования и застройки, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 N 29-13/5, в качестве условно разрешенного вида использования возможно размещение предприятий общественного питания.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2007 по делу N А49-3368/2007 (166а/8) по заявлению ИП Агапова Ю.С. к администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию торгово-остановочного комплекса по адресу: г. Пенза, ул. Светлая, 74, установлено, что на названный объект недвижимости была разработана проектная документация, согласованная с главным управлением градостроительства и архитектуры г. Пензы от 20.08.2002 N 602-02.
Согласно имеющемуся в материалах дела заключению Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы от 20.08.2002 N 602-02 объект представляет собой строение сложной формы в плане с габаритными размерами в осях 17,0х7,0 м с мансардой и навесом для ожидания транспорта. Комплекс предназначен для размещения магазина по продаже продовольственных товаров и закусочной. В состав помещений торгового павильона на первом этаже входят: торговый зал, подсобное помещение магазина, санузел для персонала, санузел для посетителей, обеденный зал на 8 посадочных мест, моечная, подсобное помещение кафе, загрузочная; на мансарде - административно-бытовые помещения.
В рамках дела N А49-3368/2007 (166а/8) была назначена строительно-техническая экспертиза, согласно заключению которой, набор и функциональное назначение помещений в объекте недвижимости соответствует проекту, но расстановка внутренних перегородок не соответствует проектному решению. В заключении эксперта описаны объемно-планировочные решения первого этажа, а именно, состав помещений: торговый зал, закусочная, два санузла, подсобные помещения (склады), коридоры.
Таким образом, с учетом того, что объект капитального строительства используется предпринимателем как торгово-остановочный комплекс, в состав которого, в том числе, входит и предприятие общественного питания, установленный в составе зоны Р-2 условно разрешенный вид использования земельного участка - "предприятия общественного питания" не препятствует предоставлению заявителю спорного земельного участка в собственность.
При рассмотрении дела суды, установив, что администрацией не представлено доказательств наличия предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении заявителю земельного участка на основании положений статьи 36 ЗК РФ, пришли к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно взыскал с администрации судебные издержки, подлежит отклонению исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
По этим же правилам распределяются судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель ИП Агапова Ю.С. также заявил ходатайство о взыскании с ответчика расходов, связанных с участием в судебном заседании кассационной инстанции в размере 20 000 руб.
Поскольку расходы, понесенные представителем, документально подтверждены, судебная коллегия считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Судебная коллегия считает, что принятые судебные акты вынесены на основании полного и всестороннего исследования доказательств и фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, при правильном применении норм права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 110, 286, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу N А49-6095/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с администрации города Пензы, г. Пенза (ОГРН 1025801358945) в пользу индивидуального предпринимателя Агапова Юрия Сергеевича, г. Пенза (ОГРН 304583721200169) судебные расходы в размере 20 000 руб.
Поручить Арбитражному суду Пензенской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дела суды, установив, что администрацией не представлено доказательств наличия предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении заявителю земельного участка на основании положений статьи 36 ЗК РФ, пришли к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
...
Согласно части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
По этим же правилам распределяются судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
...
Судебная коллегия считает, что принятые судебные акты вынесены на основании полного и всестороннего исследования доказательств и фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, при правильном применении норм права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 110, 286, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 ноября 2012 г. N Ф06-8563/12 по делу N А49-6095/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12018/13
25.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1628/13
05.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1628/13
08.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1628/13
21.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8563/12
04.10.2012 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6095/10
22.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8985/12
30.05.2012 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6095/10