г. Казань |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А06-9321/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Лычагиной Е.С. по доверенности от 30.12.2011 N 293,
третьего лица - Журенко В.С. по доверенности от 23.12.2011 б/н,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.03.2012 (судья Блажнов Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Борисова Т.С.)
по делу N А06-9321/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, при участии третьего лица - открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт", г. Москва, (ИНН 7704731218, ОГРН 1097746448315) о признании недействительным решения от 04.10.2011 N 37-К-03-11,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "АЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 04.10.2011 N 37-К-03-11, с участием третьего лица - открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 19.03.2012 отказано в удовлетворении требований ОАО "АЭСК" о признании недействительным решения УФАС России по Астраханской области от 04.10.2011 по делу N 37-К-03-11.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 решение арбитражного суда Астраханской области от 19.03.3012 оставлено без изменения.
ОАО "АЭСК", не согласившись с вышеуказанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в жалобе.
Ответчик и третье лицо отклонили доводы кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве и просят оставить судебные акты без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав стороны, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и видно из материалов дела, между ОАО "АЭСК" (гарантирующий поставщик) и ОАО "Оборонэнергосбыт" (абонент) был подписан договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 800, согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договора с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией абонента, а абонент обязан принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги в срок на условиях, определенных настоящим договором по действующим на момент расчета ценам.
Согласно пункту 8.1 договор заключается на срок с 01.01.2010 по 31.12.2010 и считается ежегодно продленным на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
ОАО "АЭСК" 12.07.2011 направило ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомление от 12.07.2011 г. N 1080 о вводе ограничения поставки электроэнергии, в котором указывалось, что в связи с тем, что обязательства по оплате за 30 % заявленной электроэнергии за июль составят 2 245 837,31 руб., в связи с чем ОАО "Оборонэнергосбыт" необходимо в срок до 19.07.2011 исполнить обязательства по оплате за электроэнергию и представить подтверждающий оплату документ в ОАО "АЭСК", либо прибыть для урегулирования вопроса о погашении указанной суммы.
В уведомлении содержалось предупреждение, что в случае неоплаты или непредставления подтверждающего документа об оплате задолженности, в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, ОАО "Оборонэнергосбыт" необходимо самостоятельно ввести ограничение режима потребления на 50 % с 10 часов 00 минут 19.07.2011. Также в уведомлении указывалось, что в случае неурегулирования ОАО "Оборонэнергосбыт" вопроса по обязательствам об оплате за электроэнергию, ОАО "Оборонэнергосбыт" будет введено полное ограничение режима потребления с 10 часов 00 минут 22.07.2011. Согласно уведомлению в указанный срок ОАО "Оборонэнергосбыт" необходимо принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления.
Помимо указанного, в уведомлении содержалось предупреждение о том, что ОАО "Оборонэнергосбыт" до 25.07.2011 необходимо оплатить 40 % заявленной величины на июль в размере 5 484 978,62 руб. В случае неоплаты или непредставления подтверждающего документа об оплате указанной суммы, ОАО "Оборонэнергосбыт" необходимо самостоятельно ввести ограничение режима потребления на 50 % с 10 часов 00 минут 25.07.2011.
ОАО "Оборонэнергосбыт" предупреждалось, о том, что в случае не урегулирования вопроса по обязательствам об оплате за электроэнергию, ОАО "Оборонэнергосбыт" будет введено полное ограничение режима потребления с 10 часов 00 минут 28.07.2011.
В уведомлении содержалась информация, что в указанный срок ОАО "Оборонэнергосбыт" необходимо принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления.
В связи с указанными обстоятельствами ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о неправомерных действиях хозяйствующего субъекта от 21.07.2011 N 06-23/751.
Антимонопольным органом было возбуждено дело N 37-К-03-10 по признакам нарушения ОАО "АЭСК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции), по результатам рассмотрения которого антимонопольным органом принято решение от 04.10.2011, пунктом 1 которого действия ОАО "АЭСК", совершенные на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Астраханской области и выразившиеся в направлении ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомления от 12.07.2011 N 1080 о вводе ограничения поставки электроэнергии, результатом которого могло явиться ущемление интересов ОАО "Оборонэнергосбыт" и других лиц, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, пунктом 2 решения указано, что в связи с тем, что на момент принятия настоящего решения совершенное ОАО "АЭСК" нарушение окончено, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства решено не выдавать.
ОАО "АЭСК" не согласилось с решением антимонопольного органа, в связи, с чем обратилось в арбитражный суд.
Суды предыдущих инстанций отказали в удовлетворении требований ОАО "АЭСК", при этом правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Федерального закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.
Ограничение или прекращение поставки энергии, поименованных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 органов, в том числе и военных комиссариатов, квалифицируются данным актом как действия, нарушающие безопасность государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период сформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530). Разделом XIII Правил N 530 установлен порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств. Данный порядок не подлежит расширительному толкованию и не может быть изменен по усмотрению сторон.
Согласно пункту 168 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии) (с изменениями и дополнениями) в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.
В перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, входят воинские части Минобороны России (пункт 3 приложения N 6 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии).
Кроме того, введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно лишь в отношении таких субъектов электроэнергетики как потребители электрической энергии.
Потребителями электрической энергии в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Как установили суды предыдущих инстанций, ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России, в связи с чем, ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает у заявителя электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретенной электрической энергии и обладает в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" статусом энергосбытовой организации, о чем было известно обществу.
Введение ограничения подачи электрической энергии гарантирующим поставщиком в отношении энергосбытовой организации, либо угроза ведения такого ограничения, не предусмотрены действующим законодательством.
Ссылка заявителя на то, что направление уведомления не влечет негативных последствий, не состоятельна. Исходя из анализа пункта 175 Основных положений N 530 следует, что направление уведомления об ограничении режима потребления является неотъемлемой частью процесса введения ограничения режима потребления электроэнергии. Заявитель своими действиями приступил к первому этапу процедуры введения ограничения режима потребления электроэнергии.
Доводы заявителя о том, что часть объектов Минобороны, в отношении которых планировалось ввести ограничение режима потребления, не подпадает под категорию "воинская часть" обоснованно отклонен судами, поскольку это опровергается материалами дела. Кроме того, согласно руководству по воинскому хозяйству в Вооруженных силах РФ, утвержденному приказом Минобороны России N 222 от 23.07.2004 воинское хозяйство включает в себя, в том числе материально-техническую базу и материальные средства.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что решение УФАС по Астраханской области от 04.10.2011, которым действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившиеся в направлении уведомления ОАО "Оборонэнергосбыт" о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии, как нарушающие Указ Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173. и Правила N 530 признаны не соответствующими пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, является законным и обоснованным.
В кассационной жалобе заявителя не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах и правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, излишне уплаченная по платежному поручению от 06.06.2012 N 3279 государственная пошлина в размере 1000 (одна тысяча) руб., подлежит возврату из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.03.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 по делу N А06-9321/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041) из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб., перечисленную по платежному поручению от 06.06.2012 N 3279.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя о том, что часть объектов Минобороны, в отношении которых планировалось ввести ограничение режима потребления, не подпадает под категорию "воинская часть" обоснованно отклонен судами, поскольку это опровергается материалами дела. Кроме того, согласно руководству по воинскому хозяйству в Вооруженных силах РФ, утвержденному приказом Минобороны России N 222 от 23.07.2004 воинское хозяйство включает в себя, в том числе материально-техническую базу и материальные средства.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что решение УФАС по Астраханской области от 04.10.2011, которым действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившиеся в направлении уведомления ОАО "Оборонэнергосбыт" о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии, как нарушающие Указ Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173. и Правила N 530 признаны не соответствующими пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, является законным и обоснованным.
...
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2012 г. N Ф06-6420/12 по делу N А06-9321/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18324/12
29.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18324/12
24.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6420/12
23.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3975/12
19.03.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9321/11