г. Казань |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А55-32162/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской таможни
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2012 (судья Корнилов А.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Н., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-32162/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Буровая нефтяная компания" (ИНН: 6317053370, ОГРН: 1046300677213) г. Самара, к Самарской таможне (ИНН: 6316026366, ОГРН: 1036300559261) г. Самара, о признании незаконными решений и бездействия и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Буровая нефтяная компания" (далее - общество, ООО "БНК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решение Самарской таможни об отказе во внесении изменений в декларации на товары, оформленные письмом Самарской таможни от 31.10.2011 N 07-04-09/1176; признании незаконным решение Самарской таможни о возврате без рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин оформленное письмом от 10.11.2011 N 03-01-12/8454; признании незаконным бездействие Самарской таможни, выразившееся в невозврате в установленный срок излишне уплаченных сумм таможенных пошлин и обязать Самарскую таможню устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) 412010/300310/0001307 в сумме 888 326 руб. 39 коп., ГТД 412010/090410/0001470 в сумме 1 664 227 руб. 98 коп., ГТД 412010/120410/0001498 в сумме 1 093 335 руб. 38 коп., ГТД 412010/260410/0001677 в сумме 395 716 руб. 91 коп., ГТД 412010/150610/0002330 в сумме 1 059 203 руб. 91 коп., ГТД 412010/250610/0002484 в сумме 846 947 руб. 86 коп. и возврата 5 947 758 руб. 43 коп., с начислением процентов за просрочку возврата, в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), действовавшей в период нарушения срока возврата с 08.12.2011, по дату фактического возврата суммы излишне уплаченной таможенной пошлины.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2012 по делу N А55-32162/2011 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Самарской таможни об отказе во внесении изменений в декларации на товары, оформленные письмом Самарской таможни от 31.10.2011 N 07-04-09/1176. Суд признал незаконным решение Самарской таможни о возврате без рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин оформленное письмом от 10.11.2011 N 03-01-12/8454. Суд признал незаконным бездействие Самарской таможни, выразившееся в невозврате в установленный срок излишне уплаченных сумм таможенных пошлин и обязать Самарскую таможню устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по ГТД 412010/300310/0001307 в сумме 888 326 руб. 39 коп., ГТД 412010/090410/0001470 в сумме 1 664 227 руб. 98 коп., ГТД 412010/120410/0001498 в сумме 1 093 335 руб. 38 коп., ГТД 412010/260410/0001677 в сумме 395 716 руб. 91 коп., ГТД 412010/150610/0002330 в сумме 1 059 203 руб. 91 коп., ГТД 412010/250610/0002484 в сумме 846 947 руб. 86 коп. и возврата 5 947 758 руб. 43 коп., с начислением процентов за просрочку возврата, в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата с 08.12.2011, по дату фактического возврата суммы излишне уплаченной таможенной пошлины.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2012 по делу N А55-32162/2011 оставлено без изменения.
Как видно из материалов дела, ООО "БНК" представлены в Самарскую таможню грузовые таможенные декларации, в которых под таможенный режим экспорта заявлен товар - топливо технологическое ТКМ-16, код ТН ВЭД 2710 19. Согласно указанных деклараций, исчислены вывозные таможенные пошлины соответственно по ГТД 412010/300310/0001307 в сумме 888 326 руб. 39 коп., ГТД 412010/090410/0001470 в сумме 1 664 227 руб. 98 коп., ГТД 412010/120410/0001498 в сумме 1 093 335 руб. 38 коп., ГТД 412010/260410/0001677 в сумме 395 716 руб. 91 коп., ГТД 412010/150610/0002330 в сумме 1 059 203 руб. 91 коп., ГТД 412010/250610/0002484 в сумме 846 947 руб. 86 коп.
Исчисленные пошлины заявителем уплачены, что не оспаривается Самарской таможней.
Считая, что при вывозе данного товара в Республику Беларусь таможенные пошлины уплате в бюджет не подлежали, заявитель обратился в Самарскую таможню с заявлением на возврат излишне уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин от 07.11.2011 N 107.
Решением Самарской таможни, содержащимся в письме от 10.11.2011 N 03-01-12/8454, заявление возвращено без рассмотрения.
До подачи заявления на возврат таможенных платежей Общество письмом от 16.08.2011 N 68 и дополненным письмом от 28.09.2011 N 79 обратилось в Самарскую таможню с мотивированным заявлением о внесении изменений в спорные таможенные декларации.
Решением Самарской таможни формализованным в письме от 31.10.2011 N 07-04-09/1176 и в письме от 10.11.2011 N 03-01-12/8454 во внесении изменений было отказано.
Общество полагает, что оспариваемые решения и бездействие, выразившееся в невозврате таможенным органом излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, так как при наличии факта излишней уплаты таможенных пошлин, денежные средства не возвращены.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя указывают, что в соответствии с законодательством во взаимной торговле Российской Федерации и Республикой Беларусь в спорный период действовал режим свободной беспошлинной торговли, с единственным изъятием в отношении вывоза нефти сырой и нефтепродуктов сырых (код ТНВЭД ТС 2709 00).
Также суды установили, что заявление на внесение изменений в декларации на товары (далее - ДТ) и заявление на возврат излишней уплаченной таможенной пошлины подано Обществом с соблюдением установленного порядка.
Данный вывод судов коллегия находит обоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) допускается внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
По данному делу Общество в обращении на внесение изменение в ДТ заявило о наличии факта излишней уплаты таможенной пошлины, указало обстоятельства, по которым оно было вынуждено уплатить не подлежащее уплате вывозные таможенные пошлины, и указало изменения, которые необходимо внести в ДТ.
При этом в обращении Общество сослалось на вступившее в силу решение Арбитражного суда Самарской области, не как на основание для внесения изменений в ДТ, а как на дополнительное доказательство наличия факта излишней уплаты таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке внесения изменений и дополнений в ДТ после выпуска товаров, утвержденной Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 - обращение (заявление) не может являться основанием для принятия таможенным органом решения о внесении изменений и/или дополнений в ДТ в случаях, если:
- обращение поступило в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного в соответствии со статьей 99 ТК ТС (три года);
- сведения, указанные в обращении и предлагаемые для внесения в ДТ, не подтверждены документально;
- таможенный орган установил недостоверность сведений, указанных в обращении и предлагаемых для внесения в ДТ.
Судебные инстанции наличие указанных условий препятствующих внесению изменений не установили.
В силу пункта 2 вышеуказанной Инструкции отсутствие, вступившего в силу решения арбитражного суда, предусматривающего внесение изменений, в сведения, заявленные в ДТ, не является препятствием для внесения изменений в декларации на товары, не является обстоятельством, включенным в приведенном в пункте 5 Инструкции перечень.
В связи с чем решение таможенного органа об отказе во внесении изменения, при наличии факта излишней уплаты таможенных пошлин, суды нашли незаконным.
Признавая незаконным решение о возврате без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, судами принято во внимание, что заявление подано в таможню по форме, установленной приказом Федерального Таможенного союза Российской Федерации от 22.12.2010 N 2520.
К заявлению приложены документы в соответствии с пунктом 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Отсутствие в заявлении корректировок ДТ в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не является основание для возврата заявления без рассмотрения.
С 01.07.2010 на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие.
Таможенный кодекс Российской Федерации до его отмены действовал в части, не противоречащей ТК ТС.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными суммами таможенных пошлин являются уплаченные в качестве таможенных пошлин суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат излишне уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата вывозных таможенных пошлин.
Следовательно, из выше приведенных нормативных положений следует, что для возврата излишне уплаченных платежей важен факт, что таможенные пошлины за товары уплачены в сумме большей, чем это установлено таможенным законодательством. Причина излишней уплаты значения не имеет, так как правовое значение имеет определение фактической обязанности декларанта по уплате таможенных пошлин, налогов на дату регистрации спорных ГТД.
В силу пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных таможенных пошлин не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Суды правильно указали, что поскольку решение таможенного органа о возврате без рассмотрения заявления Общества является незаконным, установленный срок рассмотрения указанного заявления (поступило в таможню 07.11.2011 входящий N 13052), принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов истекает 07.12.2011.
В силу пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" на невозвращенную сумму таможенных пошлин, подлежат начислению пени, начиная с 08.12.2011 и по дату фактического возврата денежных средств, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки в возврате.
В связи с чем судами правомерно удовлетворены заявленные требования Общества.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 по делу N А55-32162/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 90 ТК ТС возврат излишне уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата вывозных таможенных пошлин.
...
В силу пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных таможенных пошлин не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
...
В силу пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" на невозвращенную сумму таможенных пошлин, подлежат начислению пени, начиная с 08.12.2011 и по дату фактического возврата денежных средств, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки в возврате."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2012 г. N Ф06-6350/12 по делу N А55-32162/2011