г. Казань |
|
26 сентября 2012 г. |
Дело N А49-7138/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Пензенской области:
заявителя - Кочергина Д.В., доверенность от 28.10.2011 б/н,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Пензы - Сидоровой А.А., доверенность от 10.01.2012 б/н,
Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - Королевой А.Г., доверенность от 24.07.2012 N 05-29/08528,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи кассационную жалобу Пензенской региональной общественной организации инвалидов "Благочестие"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.04.2012 (судья Столяр Е.Л) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Захарова Е.И., Попова Е.Г.)
по делу N А49-7138/2011
по заявлению Пензенской региональной общественной организации инвалидов "Благочестие" (ОГРН 1095800000592) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Пензы, Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Пензенская региональная общественная организация инвалидов "Благочестие" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Пензы (далее - инспекция) от 28.06.2011 N 10/24 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - управление) от 12.10.2011 N 11-47/99.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе организация просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 153N Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Пензенской области.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной организацией уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2010 года, о чем составлен акт от 29.06.2011 N 1647.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 28.06.2011 N 10/24 о привлечении организации к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания 488 282 рублей 40 копеек штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость, предложено уплатить 2 441 412 рублей налога на добавленную стоимость за четвертый квартал 2010 года и 108 467 рублей 87 копеек пени, начисленные по состоянию на 03.08.2011.
Основанием для принятия вышеназванного решения послужили выводы налогового органа о неправомерном применении организацией льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в части освобождения от налогообложения операций по реализации работ, услуг, производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Организация обжаловала решение инспекции в апелляционном порядке в управление, которое решением от 12.10.2011 N 11-47/99 изменила пункт 1 резолютивной части решения, уменьшив сумму штрафных санкций в два раза; в остальной части решение инспекции утверждено.
Не согласившись с решениями налоговых органов, организация обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели.
Объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно статье 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Судами установлено, что заявитель зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области 08.06.2009; более 80 процентов состава членов организации являются инвалидами.
Основной целью и задачами уставной деятельности организации является осуществление благотворительной деятельности с целью всесторонней поддержки и защиты граждан и членов их семей, независимо от национальности, вероисповедания и партийной принадлежности, которые в силу своих физических, интеллектуальных или социальных особенностей испытывают затруднения в реализации своих законных прав и интересов, других категорий граждан.
В соответствии с пунктом 2.3 устава для финансирования уставной деятельности организация осуществляет предпринимательскую и внешнеэкономическую деятельность в установленном законе порядке.
Заявителем созданы структурные подразделения N 1 и N 3, которые в проверяемом периоде осуществляли общестроительные работы для открытого акционерного общества "Пензапромстрой", оказывали услуги по перевозке грузов, услуги генподрядчика и услуги по переработке солода ржаного.
Для ведения предпринимательской деятельности организация привлекала не являющихся членами организации физических лиц, с которыми заключала трудовые договоры.
По данным справок 2-НДФЛ за 2010 год, организация в октябре, ноябре, декабре 2010 года выплачивала вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей 76 физическим лицам.
Фонд оплаты труда в четвертом квартале 2010 года составил 3 044 300 рублей (100 процентов заработная плата работников, принятых по трудовым договорам и занятых в предпринимательской деятельности).
В проверяемом периоде инвалидам (членам организации) выплачена материальная помощь в размере 14 597 рублей 67 копеек.
Судами установлено, что сумма заявленной организацией льготы по налогу на добавленную стоимость в четвертом квартале 2010 года составила 13 563 401 рублей, а сумма средств, направленных на уставную деятельность (включая затраты правления общественной организации - 22 512 рублей 32 копейки), 37 109 рублей 99 копеек.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что основной целью деятельности налогоплательщика являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и их общественной интеграции, что исключает возможность использование льготы, предусмотренной статьей 149 Кодекса, судебная коллегия признает законными и обоснованными. Оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы налогоплательщика, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о представлении документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.04.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по делу N А49-7138/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Пензенской региональной общественной организации инвалидов "Благочестие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно статье 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
...
Судами установлено, что сумма заявленной организацией льготы по налогу на добавленную стоимость в четвертом квартале 2010 года составила 13 563 401 рублей, а сумма средств, направленных на уставную деятельность (включая затраты правления общественной организации - 22 512 рублей 32 копейки), 37 109 рублей 99 копеек.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что основной целью деятельности налогоплательщика являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и их общественной интеграции, что исключает возможность использование льготы, предусмотренной статьей 149 Кодекса, судебная коллегия признает законными и обоснованными. Оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2012 г. N Ф06-6771/12 по делу N А49-7138/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15059/12
30.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15059/12
26.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6771/12
26.09.2012 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-7138/11
06.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6420/12
27.04.2012 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-7138/11