г. Казань |
|
02 октября 2012 г. |
Дело N А65-34299/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,
при участии:
истца - Поливина Р.А., доверенность от 16.01.2012 N 179/ИК,
ответчиков - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан - Укроженко О.В., доверенность от 02.07.2012 N 255, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Абзаловой Ф.Ф., доверенность от 10.01.2012 N 16Д,
третьего лица - Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Маниховой В.В., доверенность от 28.06.2012 N 06-4263,
в отсутствие:
третьего лица - Касаткина Олега Анатольевича -извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2012 (судья Кашапов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-34299/2011
по исковому заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на лесной участок, условный номер 16-16-13/047/2009-372, зарегистрированного в рамках свидетельства о государственной регистрации права от 11.01.2010 серия 16-АС N 536087, при участии третьих лиц: Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Касаткина Олега Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании права собственности Российской Федерации на лесной участок, условный номер 16-16-13/047/2009-372, зарегистрированного в рамках свидетельства о государственной регистрации права от 11.01.2010 серия 16-АС N 536087 отсутствующим.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, государственное бюджетное учреждения "Пригородное лесничество", Касаткин Олег Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2012 в удовлетворении иска отказано
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 2.07.2012 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что истец, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал, что оспоренной регистрацией права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, нарушены его права и законные интересы.
Апелляционный суд пришел к выводу, что земельным законодательством не предусмотрена возможность без соблюдения надлежащей правовой процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в случае изменения городской черты.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет муниципального образования города Казани просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что апелляционным судом не применены статьи 11, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку на момент регистрации права собственности Российской Федерации спорный лесной участок уже являлся лесным участком земель населенного пункта.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на кассационную жалобу, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 2349,252 га, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.01.2010 серии 16-АС 536087. Основанием для регистрации послужил Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.
Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О Генеральном плане Муниципального образования города Казани" утверждена карта границ населенного пункта город Казань в составе муниципального образования "Городской округ Казань".
Истцом оспаривается государственная регистрация права федеральной собственности на участок лесного фонда.
Так, истец полагая, что с 01.01.2008 (дата вступления в силу Генерального плана города Казани) выдел 1 и 38 квартала 13 Матюшинского участкового лесничества, государственного бюджетного учреждения "Пригородное лесничество" не может считаться частью лесного участка земель лесного фонда площадью 2349,252 га, условный номер - 16-16-13/047/2009-372, так как данная территория приобрела категорию земли населенных пунктов и находится в ведении органов местного самоуправления города Казани, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отсутствия доказательств нарушения государственной регистрацией прав и законных интересов истца.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции апелляционный суд указал, что обязательность соблюдения процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов подтверждается правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, высказанной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, апелляционный суд исходил из положений статей 6-8, 67, 69, пункта 3 статьи 84, статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и установленных обстоятельств того, что истец не доказал, что в прошлом, либо в настоящем является собственником спорного земельного участка, тогда как лесные участки в составе земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности.
Коллегия выводы суда находит не противоречащими нормам материального права, действующим как на момент утверждения карты границ населенного пункта города Казань, так и на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок в составе земель лесного фонда.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, к участкам лесного фонда относятся лесные участки.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Согласно материалам лесоустройства Государственного казенного учреждения Республики Татарстан "Пригородное лесничество" спорный участок относится к землям лесного фонда.
В силу требований части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, на земли населенных пунктов и на земли лесного фонда.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются земельным и градостроительным законодательством, а также нормами Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 351-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01.01.2012 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Указанной нормой закона определен перечень и порядок согласования документов, необходимых для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Однако апелляционной суд установил, что истцом не соблюдена надлежащая правовая процедура перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов и, следовательно, включение спорных земельных участков в границы населенного пункта не повлекло прекращение права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, который в силу прямого указания закона относится к Федеральной собственности.
При таких данных коллегия считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалованных судебных актов не имеются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 по делу N А65-34299/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.Д. Альмашева |
Судьи |
В.А Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 октября 2012 г. N Ф06-6635/12 по делу N А65-34299/2011