г. Казань |
|
05 октября 2012 г. |
Дело N А55-27369/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2012 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-27369/2011
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области от 15.08.2011 N 01/070/2011-512 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, при участии третьего лица: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 41 "Гармония", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) от 15.08.2011 N 01/070/2011-512 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое здание (детский сад N 354) площадью 1867,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 40.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2012 заявленное требование удовлетворено. Признан незаконным отказ Управление Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое здание (Детский сад N 354) площадью 1867,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 40, содержащийся в сообщении от 15.08.2011 N 01/070/2011-512. На ответчика возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое здание (детский сад N 354).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит правовых оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое здание (детский сад N 354) площадью 1867,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 40.
Из кадастрового и технического паспортов спорного здания видно, что оно построено в 1970 году и имеет назначение - детский сад.
На государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 30.03.2011 N 15-07 -16/13113 и кадастровый паспорт на спорное нежилое здание.
Сообщением от 15.08.2011 N 01/070/2011-512 в совершении регистрационных действий было отказано. Отказ мотивирован непредставлением на государственную регистрацию документов, подтверждающих передачу спорного объекта в муниципальную собственность.
Считая отказ Управления Росреестра незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Из материалов дела следует, что до 2000 года спорным объектом владело муниципальное образовательное дошкольное учреждение ясли-сад N 354, которое прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме слияния муниципального образовательного учреждения начальная школа - детский сад "Содружество", которое в свою очередь было реорганизовано в 2008 году в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы N 41 "Гармония". Муниципальное образовательное дошкольное учреждение ясли-сад N 354 и его правопреемники использовали спорное здание в своих уставных целях.
Согласно приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты народного образования отнесены к исключительной муниципальной собственности.
Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 вышеназванного постановления, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости является ранее возникшим в силу положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, пришли к правильному выводу о том, что правовая экспертиза представленных Департаментом в Управление Росреестра документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам и совокупность указанных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию, а также обосновано указали, что спорный объект недвижимости является исключительной муниципальной собственностью в силу прямого указания закона и не может находиться в иной форме собственности.
Таким образом, суды обеих инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что заявителем были предоставлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание и у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа в регистрации права муниципальной собственности, в связи с чем пришли к правомерному выводу, что обжалуемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя и соответственно, в силу частей 2, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводов, сделанных судами, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они подлежат отклонению как несостоятельные и необоснованные.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и не подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А55-27369/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости является ранее возникшим в силу положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, пришли к правильному выводу о том, что правовая экспертиза представленных Департаментом в Управление Росреестра документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам и совокупность указанных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию, а также обосновано указали, что спорный объект недвижимости является исключительной муниципальной собственностью в силу прямого указания закона и не может находиться в иной форме собственности.
Таким образом, суды обеих инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что заявителем были предоставлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание и у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа в регистрации права муниципальной собственности, в связи с чем пришли к правомерному выводу, что обжалуемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя и соответственно, в силу частей 2, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 октября 2012 г. N Ф06-7067/12 по делу N А55-27369/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18053/12
05.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7067/12
13.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5930/12
30.03.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27369/11