г. Казань |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А55-27880/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Гильмановой Э.Г.,
в отсутствие представителей:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы заседании кассационные жалобы гаражно-строительного кооператива N 123
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-27880/2011
по заявлению гаражно-строительного кооператива N 123 (ОГРН 1036300005059) к главе городского округа Самара, г. Самара, о признании недействительным решения, с участием заинтересованных лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
гаражно-строительный кооператив N 123 (далее - ГСК N 123, кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к главе городского округа Самара (далее - глава г.о. Самара, муниципальный орган, ответчик) о признании недействительным решения исполняющего обязанности главы г.о. Самара от 14.10.2011 N 01/15-1247 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: реконструкция объектов ГСК N 123 (строительство гаражей-стоянок N N 2, 3, 4) и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2012 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных ГСК N 123 требований отказано.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, представитель ГСК N 123 (по доверенности) и правление ГСК N 123 обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 20.03.2012 по настоящему делу.
Отзывы в суд не поступили.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В судебном заседании 27.09.2012 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 16 часов 15 минут 04.10.2012.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находит основания для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, исполнительным комитетом Куйбышевского городского Совета народных депутатов г. Самары 05.07.1989 выдан Государственный акт на право пользования землей за N 938, согласно которому заявителю в бессрочное и бесплатное пользование предоставлен земельный участок площадью 1 га для строительства 3-х этажного гаража-стоянки на 248 мест по ул. Безымянной (т. 1, л.д. 10-15).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.01.2008 N 112 утвержден проект границ земельного участка, занимаемого зданием заявителя по адресу: г. Самара, ул. Безымянная, 2 (т. 1, л.д. 16-18).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.03.2011 N РД-243 утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: г. Самара, ул. Безымянная, 2 (т. 1, л.д. 19-28).
Главой г.о. Самара заявителю выдано разрешение на строительство от 25.05.2009 N RU 63301000-049, которым разрешена реконструкция объектов ГСК N 123 (строительство гаражей-стоянок N N 2, 3, 4, 5 по генеральному плану). В последующем срок разрешения на строительство уполномоченным органом продлен до 01.04.2012.
Между заявителем и генеральными подрядчиками (общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ГЕРА", общество с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест" и общество с ограниченной ответственностью "Стройцентр") подписан акт от 30.06.2010 N 1 приемки законченного объекта капитального строительства.
Заявителем и генеральными подрядчиками (общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ГЕРА", общество с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест" и общество с ограниченной ответственностью "Стройцентр") подписаны заключения, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, а также соответствие параметров реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Заявителю выданы документы, подтверждающие соответствие реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Между заявителем и закрытым акционерным обществом "Самарагорэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения от 22.11.2010 N 19160.
Закрытым акционерным обществом "Самарагорэнергосбыт" 07.12.2010 выданы технические условия на присоединение мощности к действующей трансформаторной подстанции.
В июне 2011 года составлена схема, отображающая расположение реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указанные документы были представлены заявителем в адрес уполномоченного органа местного самоуправления, что подтверждается письмами от 22.03.2010 N 45, от 28.10.2010 N 150, от 20.06.2011 N 98, от 19.07.2011 N 115, от 24.08.2011 N 125.
Решением исполняющего обязанности главы г.о. Самара от 14.10.2011 N 01/15-1247 заявителю было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: реконструкция объектов ГСК N 123 (строительство гаражей-стоянок N N 2, 3, 4).
Основанием для отказа в выдаче указанного разрешения послужил тот факт, что заявителем в уполномоченный орган не представлены документы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Кроме того, в отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указано на то, что объект капитального строительства не соответствует требованиям, установленным в разрешении на строительство, а его параметры не соответствуют проектной документации, а именно, не выстроен гараж-стоянка N 5.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общая площадь и строительный объем вводимых в эксплуатацию гаражей-стоянок за N N 2, 3, 4, равные в 558,1 кв. м и 1146 куб. м соответственно, не выходят за рамки указанной в разрешении на строительство общей площади и строительного объема разрешенного строительства, равной в 598,5 кв. м и 1640 куб.м, и площади земельного участка равной в 7663,5 кв. м. Все документы, разрешающие строительство, у заявителя имеются, что является основанием для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что разрешением на строительство N RU 63301000-049, выданным заявителю, предусмотрены основные параметры реконструкции объекта капитального строительства.
В частности, данным разрешением предусмотрено, что этажность всех гаражей-стоянок должна составлять 1 этаж; вместимость гаража-стоянки N 2 должна составлять 9 мест, общая площадь здания N 2 должна составлять 112,5 кв. м, строительный объем N 2 - 520 куб. м; вместимость гаража-стоянки N 3 должна составлять 9 мест, общая площадь здания N 3 должна составлять 190 кв. м, строительный объем N 3 - 440 куб. м; вместимость гаража-стоянки N 4 должна составлять 8 мест, общая площадь здания N 4 должна составлять 170 кв. м, строительный объем N 4 - 390 куб. м; вместимость гаража-стоянки N 5 должна составлять 6 мест, общая площадь здания N 5 должна составлять 126 кв. м, строительный объем N 5 - 290 куб. м.
В то же время, согласно справке Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро Технической инвентаризации" от 24.01.2011 N 15/536 по данным первичной технической инвентаризации объекта капитального строительства - гараж-стоянка N 2 имеет следующие показатели: этажность - 2 этажа, строительный объем - 773 куб. м, общая площадь здания - 232,4 кв. м, количество гаражей - 9 мест. То есть площадь, строительный объем и этажность гаража-стоянки N 2 не соответствуют параметрам, определенным в разрешении на строительство N RU 63301000-049.
Согласно справке Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро Технической инвентаризации" от 24.01.2011 N 15/533 гараж-стоянка N 3 имеет следующие показатели: этажность - 1 этаж, строительный объем - 519 куб. м, общая площадь здания - 160,3 кв. м, количество гаражей - 8 мест.
То есть площадь здания, строительный объем и вместимость (количество мест) гаража-стоянки N 3 не соответствуют параметрам, определенным в разрешении на строительство N RU 63301000-049.
Согласно справке Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро Технической инвентаризации" от 24.01.2011 N 15/535 гараж-стоянка N 4 имеет следующие показатели: этажность - 1 этаж, строительный объем - 154 куб. м, общая площадь здания - 165,4 кв. м, количество гаражей - 8 мест.
То есть, площадь здания и строительный объем гаража-стоянки N 4 не соответствуют параметрам, определенным в разрешении на строительство N RU 63301000-049.
Гараж-стоянка N 5 вообще не возводился, что не отрицается заявителем.
Таким образом, муниципальным органом установлен факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, а также несоответствие параметров реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Суд апелляционной инстанции указал, что частью 7 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Доказательств, свидетельствующих о внесении изменений в проектную документацию реконструируемого объекта капитального строительства, в материалы дела не представлено.
В кассационных жалобах ГСК N 123 указывает, что общая площадь и строительный объем вводимых в эксплуатацию гаражей-стоянок за N N 2, 3, 4 не выходят за рамки указанной в разрешении на строительство общей площади и строительного объема разрешенного строительства, что подтверждается актом N 1 приемки законченного объекта капитального строительства от 30.06.2010. Отсутствие построенной гаража-стоянки N 5 объясняется актом обследования площадки под строительство гаража-стоянки от 10.09.2010 N 5 с участием заказчика, подрядчика и технических инспекторов. Согласно данного документа, площадка N 5 для строительства гаражей непригодна из-за насыпного грунта, недостаточности размеров существующей площадки для строительства гаража-стоянки N 5, увеличение сметной стоимости на 50 % и отсутствия средств у членов ГСК N 123. Кооператив указывает, что орган местного самоуправления обоснованных доказательств (несоответствие построенных объектов СНиПам, нарушение прав третьих лиц и иных норм действующего законодательства) для отказа ГСК N 123 в выдаче разрешения на ввод объекта - гаражей-стоянок за N N 2, 3, 4 в эксплуатацию, суду не представил. По мнению заявителя кассационной жалобы, при таких обстоятельствах решение органа местного самоуправления не соответствует закону - (статье 55 ГрК РФ), нарушает права ГСК N 123 как застройщика и создает у заявителя препятствия в постановке на государственный учет построенного объекта капитального строительства (гаражей-стоянок N N 2, 3, 4), а так же внесенииэ изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка также должна содержаться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. В силу подпункта 3 части 1 статьи 38 ГрК РФ предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя, в том числе, предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений.
Из материалов дела следует, что распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.03.2011 N РД-243 на основании обращения ГСК N 123 (т. 1, л.д. 20) утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: г. Самара, ул. Безымянная, 2, (т. 1, л.д. 19-28), в котором отмечено, что градостроительный регламент данного земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 N 951, относится к зоне Ц 2 - зона многофункциональной общественно-деловой застройки, в которой среди вспомогательных видов разрешенного использования значатся "гаражи, подземные гаражи и открытые стоянки легкового автотранспорта", при этом в графе "предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений" данного градостроительного плана земельного участка указано "заполнение не требуется" (т. 1, л.д. 25).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает довод муниципального органа в части этажности гаража-стоянки N 2 (двухэтажное вместо одноэтажного) не существенным.
Суд кассационной инстанции отмечает, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ разрешение не требуется для выполнения работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, если они:
- не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности;
- не нарушают права третьих лиц;
- не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленными градостроительными планами.
Суд кассационной инстанции отмечает, что ответчиком не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о несоответствии построенных объектов СНиПам, техническим регламентам, нарушении прав третьих лиц.
Не оспаривает муниципальный орган и соответствие общей площади и строительного объема построенных ГСК N 213 гаражей-стоянок N N 2, 3, 4 указанным в разрешении на строительство общей площади и строительному объему данного строительного объекта, то есть предельным параметрам разрешенного строительства.
Незначительные отступления от заданных параметров построенного объекта капитального строительства, его технико-экономических показателей от имеющейся проектной документации допускаются действующим законодательством, указанные изменения согласованы с застройщиком, который подтвердил соответствие параметров построенного объекта проектной документации, что, в силу части 7 статьи 52 ГрК РФ, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано, что данный объект капитального строительства построен в пределах земельного участка, предоставленного заявителю этих целей.
Поэтому вывод муниципального органа о непредставлении кооперативом полного перечня документов, указанных в части 3 статьи 55 ГрК РФ, и о наличии оснований, предусмотренных статьей 55 ГрК РФ, для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным и незаконным, а оспариваемый заявителем отказ - нарушающим его права и законные интересы.
Выводы суда первой инстанции о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции находит необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 по делу N А55-27880/2011 отменить, кассационные жалобы - удовлетворить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2012 по делу N А55-27880/2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В судебном заседании 27.09.2012 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 16 часов 15 минут 04.10.2012.
...
Основанием для отказа в выдаче указанного разрешения послужил тот факт, что заявителем в уполномоченный орган не представлены документы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Кроме того, в отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указано на то, что объект капитального строительства не соответствует требованиям, установленным в разрешении на строительство, а его параметры не соответствуют проектной документации, а именно, не выстроен гараж-стоянка N 5.
...
Выводы суда первой инстанции о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции находит необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 октября 2012 г. N Ф06-6432/12 по делу N А55-27880/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6432/12
08.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5001/12
20.03.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27880/11
20.03.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27880/11