г. Казань |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А55-27717/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А55-27717/2011
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара, к колхозу "Правда", с. Балыкла, Камышлинского района, Самарской области, о взыскании 699 325 руб. субсидий в доход областного бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с колхоза "Правда" (далее - колхоз "Правда", ответчик) средств областного бюджета в размере 699 325 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012, в удовлетворении заявленных требований Министерству отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, повторяя доводы, изложенные в заявлении и апелляционной жалобе, о нарушении ответчиком требований пунктов 4.1. Порядка предоставления в 2010-2011 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение кормов, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70 (далее - Порядок предоставления в 2010-2011 годах субсидий).
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, в котором обращает внимание на то, что факт использования субсидий по целевому назначению подтверждается представленными в Министерство документами, поскольку все корма приобретены ответчиком в 2010 финансовом году, что не противоречит пункту 1 Порядка предоставления в 2010-2011 годах субсидий. В отзыве также заявив о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебное заседание не явились, Министерством заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва колхоз "Правда", судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела Министерство основывает свои требования о взыскании, выделенных колхозу "Правда" субсидий, в связи с нарушением последним Порядка предоставления в 2010-2011 годах субсидий, а именно в срок до 25.12.2010, ответчиком представлены документы, подтверждающие приобретение кормов, а также документы, подтверждающие оплату приобретенных кормов только на сумму 154 475 руб., документы, подтверждающие целевое использование субсидий, на сумму 699 325 руб., в нарушении условий пункта 4.1. Порядка предоставления в 2010-2011 годах субсидий, ответчиком не представлены.
В соответствии с Порядком предоставления в 2010-2011 годах субсидий между Министерством и колхозом "Правда" 01.11.2010 заключен договор N 85 на предоставление субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение кормов в текущем финансовом году (л.д.122-125). Факт получения субсидий колхозом "Правда" подтверждается платежным поручением от 03.11.2010 N 8387 (л.д.7).
Судом первой инстанции установлено, что колхозом "Правда" в 2010 году приобретены корма на сумму 872 875 руб., что подтверждается следующими документами: товарная накладная от 27.01.2010 N 21 и платежное поручение от 05.02.2010 N 022 на сумму 20 520 руб.; товарная накладная от 19.02.2010 N 44, товарная накладная от 19.02.2010 N 45 и платежное поручение от 05.03.2010 N 047 на сумму 31 965 руб.; товарная накладная от 12.03.2010 N 69/1 и платежное поручение от 26.03.2010 N 063 на сумму 31 230 руб.; товарная накладная от 20.04.2010 N 108 и платежное поручение от 21.05.2010 N 101 на сумму 20 920 руб.; товарная накладная от 28.05.2010 N 235 и платежное поручение от 09.07.2010 N 132 на сумму 25 000 руб.; товарная накладная от 27.07.2010 N 283 и платежные поручения от 27.08.2010 N 192 на сумму 6500 руб., от 06.08.2010 N 171 на сумму 5000 руб., от 13.08.2010 N 177 на сумму 5000 руб.; товарная накладная от 28.07.2010 N 339/1, товарная накладная от 15.11.2010 N 388 и платежные поручения от 24.12.2010 N 301 на сумму 14 910 руб., от 19.11.2010 N 261 на сумму 10 000 руб., от 29.10.2010 N 245 на сумму 5000 руб., от 15.10.2010 N 225 на сумму 14 490 руб. (л.д.85-105). Указанные документы, подтверждающие понесенные расходы в размере 154 475 руб., приняты Министерством. Так же колхозом "Правда" представлены документы о приобретении кормов в 2010 году на общую сумму 718 400 руб. (л.д. 106-121). Однако, документы подтверждающие исполнение договоров на приобретение кормов в 2010 на сумму 718 400 руб., представлены в Министерство после 25.12.2010, чем нарушен срок, указанный в пункте 2.1 договора от 01.11.2010 N 85.
С учетом того, что расходы на приобретение кормов возникли в 2010 году, что подтверждается представленными в материалы дела документами, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о целевом использовании предоставленных субсидий и отсутствии оснований для взыскания полученных колхозом "Правда" бюджетных средств в размере 699 325 руб. несмотря на нарушение установленных сроков. Так как фактические цели, обозначенные Порядком предоставления в 2010-2011 годах субсидий, достигнуты, бюджетные средства использованы по целевому назначению - на приобретение кормов в соответствии с пунктом 4 указанного Порядка.
Доказательств нецелевого использования колхозом "Правда" полученной субсидии Министерством не представлено.
В указанной части предоставленные ответчиком документы и отраженные в них сведения не признаны недостоверными, следовательно, субсидия предоставлена обоснованно на безвозмездной и безвозвратной основе, и оснований требовать ее возврата в бюджет Самарской области не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять:
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, законодатель указал, что основанием для возврата субсидий является нарушение условий, установленных при их предоставлении, а не нарушение порядка предоставления субсидий.
Пунктом 10 Порядка предоставления субсидий предусмотрена обязанность получателя субсидии возвратить полученную субсидию или ее часть при нарушении им условий получения субсидии, указанных в пункте 4.1 Порядка предоставления в 2010-2011 годах субсидий. Пункт 4.1 Порядка предоставления в 2010-2011 годах субсидий к условиям ее получения относит отсутствие снижения поголовья скота, подтверждаемое соответствующими статистическими данными, а также предоставление Министерству в срок до 25.12.2010 копий договоров на приобретение кормов, а также документов, подтверждающих их исполнение, (если получателю предоставлена субсидия до 01.12.2010), заверенных получателем, предоставление тех же документов не позднее 25.04.2011, если получателю предоставлена субсидия после 01.12.2010).
В данном случае условием получения субсидии является исполнение получателем обязанности по предоставлению министерству документов, подтверждающих целевое расходование полученных денежных средств. Установленные сроки предоставления таких документов относятся не к условиям получения субсидии, а к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии.
Как уже указано выше, нарушение порядка предоставления субсидий законодатель не отнес к основаниям их возврата. Основанием для возврата является неисполнение самой обязанности документально подтвердить расходование денежных средств, а не нарушение сроков исполнения такой обязанности. Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, обязанность по подтверждению целевого расходования субсидии ответчик исполнил.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для возврата субсидии соответствуют нормам материального права и установленным ими фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены обжалованных судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по делу N А55-27717/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
...
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012, в удовлетворении заявленных требований Министерству отказано.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять:"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2012 г. N Ф06-6903/12 по делу N А55-27717/2011