г. Казань |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А12-5504/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Вильданова Р.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителей - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Инвест"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2012 (судья Наумова Н.Ю.)
по делу N А12-5504/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Инвест" (ИНН 3447025515, ОГРН 1073461004440), общества с ограниченной ответственностью "Енот" (ИНН 3447025579Ю, ОГРН 1073461004935), общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (ИНН 3443086147, ОГРН 1083443004446) к администрации Волгограда, о признании незаконным решения, с участием третьих лиц: Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа Инвест" (далее - ООО "Альфа Инвест"), общество с ограниченной ответственностью "Енот" (далее - ООО "Енот"), общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (далее - ООО "Спецстрой") обратились в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и не соответствующим статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения администрации Волгограда от 09.12.2011 N ар13755-11 об отмене решений комиссии по градостроительству и архитектуре Волгограда в отношении предоставления земельного участка для размещения мульти-функционального комплекса, расположенного западнее пересечения ул. Московская и бульвара 30-летия Победы в квартале 03_02_024 в Дзержинском районе г. Волгограда; об обязании администрации Волгограда утвердить схему размещения земельного участка для размещения мульти-функционального комплекса, расположенного западнее пересечения ул. Московская и бульвара 30-летия Победы в квартале 03_02_024 в Дзержинском районе г. Волгограда и вынести постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2012 в удовлетворении требований отказано по мотиву, что оспоренное решение соответствует статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителей в сфере экономической деятельности, поскольку при наличии двух претендентов на один и тот же земельный участок право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
В кассационной жалобе ООО "Альфа Инвест" просит принятый судебный акт отменить в связи с нарушением судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что отмена ранее принятых комиссией решений по земельному участку делает невозможным получение им постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.08.2010 ООО "Альфа Инвест", ООО "Енот", ООО "Спецстрой" обратились в администрацию Волгограда с заявлением о выборе земельного участка площадью 1560 кв. м, расположенного западнее пересечения ул. Московская и бульвара 30-летия Победы в квартале 03_02_024 в Дзержинском районе г. Волгограда, и предварительном согласовании места размещения объекта.
Комиссией по градостроительству и архитектуре Волгограда 20.12.2010 принято решение о предоставлении ООО "Альфа Инвест", ООО "Енот", ООО "Спецстрой" испрашиваемого земельного участка при условии корректировки границ и площади земельного участка.
Заявители обратились в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении сведений о публикации в средствах массовой информации сообщения о принятом решении комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 20.12.2010 о возможном предоставлении испрашиваемого земельного участка. Как следует из представленных документов, информация была опубликована 21.12.2010 в муниципальном печатном издании "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград", а также размещена в сети Интернет на официальном сайте администрации Волгограда.
В дальнейшем ООО "Альфа Инвест", ООО "Енот", ООО "Спецстрой" обратились в Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о согласовании разработанной схемы расположения земельного участка. Однако схема была возвращена заявителям в связи с необходимостью сформировать земельный участок с учетом красных линий и смежных землепользователей.
После корректировки схема расположения земельного участка была представлена на согласование, что подтверждается письмом от 03.06.2011 N Д484-11. По представленной схеме расположения земельного участка утверждено положительное заключение комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 16.06.2011 N 844.
Однако Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда письмом от 01.08.2011 N 12721 отказал ООО "Альфа Инвест", ООО "Енот", ООО "Спецстрой" в согласовании представленной схемы расположения земельного участка. Решение мотивировано тем, что в представленной схеме указана площадь земельного участка - 2012 кв. м, которая отличается от площади, указанной в решении Комиссии (1560 кв. м) более чем на 10%. Заявителям указано на необходимость корректировки разработанной схемы расположения или представить решение комиссии на указанную в схеме площадь земельного участка 2012 кв. м, а также информационное сообщение об изменении площади формируемого земельного участка, опубликованное в средствах массовой информации. Кроме того, в письме от 01.08.2011 N 12721 указано, что сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (кадастровый план территории) представлены не в полном объеме; сведения получены в марте 2012 года, то есть являются не актуальными, и не могут являться основанием для разработки схемы расположения в 2011 году.
Письмом от 23.11.2011 N 05-и/4098 администрация Волгограда сообщила ООО "Альфа Инвест", ООО "Енот", ООО "Спецстрой", что по обращениям от 04.10.2011 N У858-11, от 24.10.2011 N ВХ11606-11 сообщило, что администрацией Волгограда, с учетом рекомендаций комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 03.11.2011, принято решение о возможности формирования земельного участка и его предоставления путем проведения торгов для жилищного строительства и об отмене ранее принятых решений комиссии по данному земельному участку. Принятое решение обусловлено наличием письменных претендентов на предоставление испрашиваемого земельного участка путем предварительного согласования места размещения объекта.
Письмом от 09.12.2011 N ар13755-11 орган местного самоуправления повторно довел до сведения заявителей о возможности формирования земельного участка и его предоставления путем проведения торгов для капитального строительства и об отмене ранее принятых решений комиссии по данному земельному участку.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок выбора земельных участков для строительства регламентирован статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 4 Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790, регулируются вопросы, связанные с предоставлением земельных участков для строительства объектов с предварительным согласованием места размещения.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Суд пришел к выводу, что при этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 названного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 названного Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Коллегия выводы суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Довод кассационной жалобы о том, что в связи с принятием оспоренного решения администрации стало невозможным получение им постановления о предварительном согласовании места размещения объекта не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку заявитель не лишен права на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
При таких данных коллегия считает, что основания для отмены обжалованного судебного акта не имеются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2012 по делу N А12-5504/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.Д. Альмашева |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд пришел к выводу, что при этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 названного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 названного Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Коллегия выводы суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2012 г. N Ф06-6820/12 по делу N А12-5504/2012