г. Казань |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А12-23466/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Волгоградское областное сельскохозяйственное предприятие "ЗАРЯ" (ИНН 3448025003, ОГРН 1023404358504)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2012 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Смирников А.В., Шараев С.Ю.)
по делу N А12-23466/2011
по заявлению государственного унитарного предприятия "Волгоградское областное сельскохозяйственное предприятие "ЗАРЯ" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании ненормативного правового акта недействительным, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Теплично-хозяйственный Комплекс",
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Волгоградское областное сельскохозяйственное предприятие "ЗАРЯ" (далее - ГУП ВОСХП "ЗАРЯ", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 13.09.2011 по делу N 11-01-10-04/179 о признании ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Теплично-хозяйственный Комплекс".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела в связи с поступившим заявлением общества с ограниченной ответственностью "Теплично-хозяйственный Комплекс" (далее - ООО "ТХК") на неправомерные действия ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" антимонопольным органом приказом от 07.04.2011 N 213 возбуждено дело N 11-01-10-04/179 по признакам нарушения ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения данного дела Управлением вынесено решение от 27.09.2011, которым ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Управлением выдано предписание ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" от 27.09.2011 N 11-01-10-04/179, которым возложена обязанность прекратить нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в угрозе экономически или технологически необоснованного сокращения подачи тепловой энергии для ООО "ТХК" путем направления обществу письма от 22.11.2010 N 01-1044 об ограничении в подаче тепловой энергии в случае несогласия с условиями нового договора теплоснабжения, а именно: отозвать письмо от 22.11.2010 N 01-1044, содержащее угрозу экономически или технологически необоснованного сокращения подачи тепловой энергии для ООО "ТХК".
ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" считая такое решение Управления несоответствующими законодательству и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием признать его недействительным.
Судебные инстанции, не соглашаясь с доводами ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" исходили из следующего.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
В силу статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет, в том числе следующие основные функции: обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе возбуждению и рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждается при наличии признаков такого нарушения по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции.
Деятельность Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства регулируется Административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2007 N 447.
Согласно пункту 1.3 Административного регламента Федеральная антимонопольная служба и его территориальные органы осуществляют государственную функцию по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленной законом компетенции.
Из материалов дела видно, что согласно подпункту "ж" пункта 3.2 раздела 3 "Цели и предмет деятельности предприятия" Устава от 17.07.2003 N 573-р ГУП "ВОСХП "Заря" (дополнение от 05.04.2006 N 5 N 237-р в Устав) ГУП "ВОСХП "Заря" может осуществлять деятельность по распределению тепла на коммунально-бытовые нужды и населению.
Антимонопольный орган установил, что согласно представленным материалам, в частности, паспорта водогрейных котлов N 393, N 38653, N 340 в котельной ГУП "ВОСХП "Заря" установлены котлы, которые работают на газообразном топливе. Котельная производит тепловую энергию для собственных нужд, а также обеспечивает тепловой энергией население (поселок Сакко и Ванцетти).
ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" является теплоснабжающей организацией, осуществляет продажу потребителям тепловой энергии и владеет источниками тепловой энергии и тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах тепловых сетей, принадлежащих ГУП ВОСХП "ЗАРЯ".
Наличие доминирующего положения ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" для ООО "ТХК" обусловлено наличием технологического присоединения сетей абонента к сетям ГУП ВОСХП "ЗАРЯ", а также отсутствием целесообразности для ООО "ТХК" производить другое (второе) присоединение, которое повлечет за собой прокладку новых труб, установку оборудования, то есть значительные материальные затраты.
Между ООО "ТХК" и ГУП ВОСХП "Заря" 01.06.2009 был заключен договор N 89/тэр-09 о снабжении тепловой энергией горячей водой. По условиям данного договора ГУП "ВОСХП "Заря" обязалось продавать ООО "ТХК" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде в соответствии с установленными договором условиями, величинами и параметрами потребления, а ООО "ТХК" обязалось принять товар и оплатить его (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 7.1 договора он действует с 01.06.2009 по 31.12.2009, при этом договор включительно и считается ежегодно продленным на следующий год на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
12 октября 2010 года ООО "ТХК" письмом исх. N 12-10/01 просило ГУП "ВОСХП "Заря" продлить на существующих условиях договоры на обеспечение коммунальными услугами на следующий календарный год, в том числе договор о снабжении тепловой энергией в горячей воде.
22 ноября 2010 года ГУП "ВОСХП "Заря" письмом от 22.11.2010 N 01-1044 уведомило ООО "ТХК" о том, что договор поставки тепловой энергии действует с 31.12.2010 и с 01.01.2011 в данный договор будут внесены изменения - стоимость тепловой энергии на 2011 год составит 1100 руб./Гкал. Договор на 2011 год с внесенными изменениями будет представлен в установленные законом сроки. В случае не согласия с предложенными условиями ГУП "ВОСХП "Заря" вынуждено вводить ограничения по подаче тепловой энергии предприятию заявителя.
Указанное письмо подписано главным инженером ГУП "ВОСХП "Заря" Антоновым М.А. от имени ГУП "ВОСХП "Заря".
В заявлении ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" указывает на то, что письмо от 22.11.2010 N 01-1044 было составлено и подписано неуполномоченным лицом, руководитель ГУП "ВОСХП "Заря" Киселев Ю.Н. в 2010 году полномочий на обращения к ООО "ТХК" о прекращении договора теплоснабжения, изменений к нему главному инженеру Антонову М.А. не предоставлял.
Однако письмом подписанным директором ГУП "ВОСХП "Заря" Киселевым Ю.Н. от 26.01.2011 N 01-75 в адрес ООО "ТХК" были направлены для рассмотрения проекты договоров на 2011 год, в числе которых был договор о снабжении тепловой энергией в горячей воде от 01.01.2011.
В связи с этим Комиссия пришла к выводу о том, что угроза экономически и технологически необоснованного сокращения подачи тепловой энергии для ООО "ТХК" была выражена от имени ГУП "ВОСХП "Заря".
Кроме того, в материалах антимонопольного дела имеется письмо ГУП "ВОСХП "Заря" от 12.04.2011 N 01-247, подписанное также директором ГУП "ВОСХП "Заря" Киселевым Ю.Н., в котором предприятие напоминает ООО "ТХК", что договоры 2010 года (договор о снабжении тепловой энергии в горячей воде от 01.12.2009) прекратили в соответствии с их условиями свое действие 31.12.2010.
Данным письмом подтверждается, что нарушение антимонопольного законодательства путем угрозы необоснованного сокращения подачи тепловой энергии было выражено действиями юридического лица ГУП "ВОСХП "Заря".
Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии установлен статьей 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 3 договора о снабжении тепловой энергией в горячей воде от 01.06.2009, тарифы на тепловую энергию устанавливаются Региональной службой по тарифам и являются обязательными для сторон. При пересмотре Региональной службой тарифов на тепловую энергию договор не перезаключается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом: общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Таким образом, договор энергоснабжения является публичным договором.
В соответствии с пунктом 3 договора о снабжении тепловой энергией в горячей воде от 01.06.2009, тарифы на тепловую энергию устанавливаются Региональной службой по тарифам и являются обязательными для сторон. При пересмотре Региональной службой тарифов на тепловую энергию договор не перезаключается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Согласно статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.
На основании части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 1 статьи 543 ГК РФ предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрен односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Как указывает Управление, ГУП ВОСХП "Заря" не были представлены доказательства существенного нарушения условий договора поставки тепловой энергии, со стороны ООО "ТХК", в связи с чем, основания для его расторжения в одностороннем порядке отсутствовали.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно постановлению Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 23.12.2010 N 36/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" тариф на тепловую энергию для ГУП ВОСХП "Заря" составляет 786, 56 руб./Гкал.
Однако предприятие уведомило ООО "ТХК" о том, что в договор поставки тепловой энергии будут внесены изменения - стоимость тепловой энергии на 2011 год составит 1100 руб./Гкал и в случае не согласия с предложенными условиями ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" вынуждено вводить ограничения по подаче тепловой энергии предприятию заявителя.
В связи с этим ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" не может устанавливать тариф на тепловую энергию значительно большим, чем это установлено Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, а несогласие с предложенными условиями энергоснабжающей организации не является основанием для угрозы ограничения подачи тепловой энергии абоненту.
Судами правомерно отклонен довод ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" относительно того, что одной из причин отказа от продолжения сделок с ООО "ТХК" является отсутствие технической возможности".
Кроме того, ГУП ВОСХП "ЗАРЯ", ссылаясь на отсутствие технической возможности, тем не менее, письмом от 22.11.2010 N 01-1044 выражает готовность заключить новый договор.
Таким образом, письмом от 22.11.2010 N 01-1044 о внесении изменений в договор и об ограничении в подаче тепловой энергии ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" ущемило права ООО "ТХК", поскольку возможность осуществления предпринимательской деятельности без возможности получать необходимые ресурсы отсутствует.
С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу, что ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах тепловых сетей, принадлежащих ГУП ВОСХП "ЗАРЯ".
Наличие доминирующего положения ГУП ВОСХП "ЗАРЯ" для ООО "ТХК" обусловлено наличием технологического присоединения сетей абонента к сетям ГУП ВОСХП "ЗАРЯ", а также отсутствием целесообразности для ООО "ТХК" производить другое (второе) присоединение, которое повлечет за собой прокладку новых труб, установку оборудования, то есть значительные материальные затраты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по делу N А12-23466/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 543 ГК РФ предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрен односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
...
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2012 г. N Ф06-7000/12 по делу N А12-23466/2011