г. Казань |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А55-27720/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Кокшева А.И., доверенность от 10.01.2012 N 1-16/08.4,
ответчика - Колесникова В.Е., доверенность от 02.07.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.04.2012 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-27720/2011
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара, к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Надеждино", село Надеждино Кошкинского района, Самарской области (ИНН 6374001064, ОГРН 1026303766048) о возврате (взыскании) в областной бюджет выданной субсидии в размере 819 495 руб. 75 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Надеждино" (далее - СПК "Надеждино") о возврате в доход областного бюджета 820 000 руб. ранее выданных ответчику в виде субсидии.
В суде первой инстанции истец уменьшил сумму иска до 819 495 руб. 75 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.04.2012 по делу N А55-27720/2011 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение о взыскании с ответчика в доход областного бюджета 819 495 руб. 75 коп.
Считает, что суды не дали надлежащей оценки несоблюдению ответчиком условий получения субсидий, выразившегося в непредставлении в установленные сроки договоров на приобретение кормов и документов, подтверждающих исполнение договоров, суд не применил пункт 10 Порядка предоставления в 2010-2011 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70.
В суд поступил отзыв ответчика на кассационную жалобу, в котором он просит отказать в ее удовлетворении. Указывает, что он не нарушил условий договора от 01.11.2009 о предоставлении субсидий, так как дополнительным соглашением к этому договору от 16.12.2010 были изменены сроки предоставления копий договоров на приобретение кормов и копий документов, подтверждающих исполнение договоров, субсидия была выплачена после 01.12.2010.
В судебном заседании представитель истца поддержал кассационную жалобу, пояснив, что не оспаривает целевой характер расходования ответчиком полученной субсидии и факта получения документов, подтверждающих расходование денежных средств, иск основан только на несоблюдении сроков предоставления документов. Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении жалобы.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва ответчика, пояснения представителей сторон, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в целях государственной поддержки производителей товаров, работ и услуг в сфере сельскохозяйственного товарного производства, торговли, переработки сельскохозяйственной продукции ответчику была предоставлена субсидия из областного бюджета в общей сумме 2 470 300 руб.
Предоставление субсидий на эти цели регулировалось Порядком предоставления в 2010-2011 годах субсидий за счет областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение кормов, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70 (далее - Порядок предоставления субсидий).
Между Министерством и СПК "Надеждино" в целях получения субсидии 01.11.2010 был заключен договор N 121, к указанному договору 16.12.2010 заключено дополнительное соглашение. Договором предусмотрено получение субсидии в сумме 2 470 300 руб., денежные средства предоставлены ответчику 03.11.2010 (2 117 400 руб.) и 23.12.2010 (352 900 руб.). Пункт 4.1 порядка предоставления субсидий предусматривал обязанность получателя предоставить в Министерство не позднее 25.12.2010 копий договоров на приобретение кормов и документов, подтверждающих их получение. Если субсидия предоставлена после 1.12.2010, такие документы предоставляются не позднее 25.04.2011. Суд, учитывая, что с учетом дополнительного соглашения к договору субсидия была предоставлена в полном объеме после 01.12.2010, пришел к выводу, что и обязанность по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование полученных денежных средств, должна быть исполнена кооперативом до 25.04.2012, в этот срок документы были представлены.
Установив данные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что ответчиком, получившим субсидию, не были нарушены условия ее получения, в том числе и условия о сроках предоставления документов, подтверждающих целевое расходование средств, что явилось основанием для отказа в иске.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять:
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, законодатель указал, что основанием для возврата субсидий является нарушение условий, установленных при их предоставлении, а не нарушение порядка предоставления субсидий.
Пунктом 10 Порядка предоставления субсидий предусмотрена обязанность получателя субсидии возвратить полученную субсидию или ее часть при нарушении им условий получения субсидии, указанных в пункте 4.1 Порядка. Пункт 4.1 Порядка предоставления субсидий к условиям ее получения относит отсутствие снижения поголовья скота, подтверждаемое соответствующими статистическими данными, а также предоставление Министерству в срок до 25.12.2010 копий договоров на приобретение кормов, а также документов, подтверждающих их исполнение, (если получателю предоставлена субсидия до 01.12.2010), заверенных получателем, предоставление тех же документов не позднее 25.04.2011, если получателю предоставлена субсидия после 01.12.2010).
В данном случае условием получения субсидии является исполнение получателем обязанности по предоставлению Министерству документов, подтверждающих целевое расходование полученных денежных средств. Установленные сроки предоставления таких документов относятся не к условиям получения субсидии, а к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии.
Как уже указано выше, нарушение порядка предоставления субсидий законодатель не отнес к основаниям их возврата. Основанием для возврата является неисполнение самой обязанности документально подтвердить расходование денежных средств, а не нарушение сроков исполнения такой обязанности. Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, ответчик исполнил обязанность по подтверждению целевого расходования субсидии, при этом и сроки исполнения такой обязанности, с учетом заключения дополнительного соглашения к договору и предоставления субсидии в полном объеме после 01.12.2010, не были нарушены.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для возврата субсидии соответствуют нормам материального права и установленным ими фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены обжалованных судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.04.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу N А55-27720/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Между Министерством и СПК "Надеждино" в целях получения субсидии 01.11.2010 был заключен договор N 121, к указанному договору 16.12.2010 заключено дополнительное соглашение. Договором предусмотрено получение субсидии в сумме 2 470 300 руб., денежные средства предоставлены ответчику 03.11.2010 (2 117 400 руб.) и 23.12.2010 (352 900 руб.). Пункт 4.1 порядка предоставления субсидий предусматривал обязанность получателя предоставить в Министерство не позднее 25.12.2010 копий договоров на приобретение кормов и документов, подтверждающих их получение. Если субсидия предоставлена после 1.12.2010, такие документы предоставляются не позднее 25.04.2011. Суд, учитывая, что с учетом дополнительного соглашения к договору субсидия была предоставлена в полном объеме после 01.12.2010, пришел к выводу, что и обязанность по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование полученных денежных средств, должна быть исполнена кооперативом до 25.04.2012, в этот срок документы были представлены.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять:
...
Пунктом 10 Порядка предоставления субсидий предусмотрена обязанность получателя субсидии возвратить полученную субсидию или ее часть при нарушении им условий получения субсидии, указанных в пункте 4.1 Порядка. Пункт 4.1 Порядка предоставления субсидий к условиям ее получения относит отсутствие снижения поголовья скота, подтверждаемое соответствующими статистическими данными, а также предоставление Министерству в срок до 25.12.2010 копий договоров на приобретение кормов, а также документов, подтверждающих их исполнение, (если получателю предоставлена субсидия до 01.12.2010), заверенных получателем, предоставление тех же документов не позднее 25.04.2011, если получателю предоставлена субсидия после 01.12.2010)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2012 г. N Ф06-6924/12 по делу N А55-27720/2011