Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2012 г. N Ф06-6816/12 по делу N А12-7644/2012

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Предусмотренное пунктом 52 ППБ 01-03 нарушение является нарушением правил противопожарного режима, то есть требований пожарной безопасности, устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"), а не требованиями технического регламента пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований противопожарного режима несет лицо, эксплуатирующее здание, если иное не установлено правилами противопожарного режима. Лицом, эксплуатирующим здание, является ООО "Юг России", как его арендатор. Изменение направления открывания двери не требует согласования с собственником, так как не связано с неотделимыми улучшениями объекта аренды.

Таким образом, выводы административного органа и судов первой и апелляционной инстанций о нарушении именно ООО "Юг России" требований пожарной безопасности соответствуют установленным судами обстоятельствам дела и нормам материального права.

Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при разрешении вопроса о назначении административного наказания при малозначительности правонарушения.

Следовательно, как административный орган, так и суды должны были дать оценку совершенному обществом правонарушению на предмет его малозначительности, учитывая, что данное правонарушение могло и не повлиять на пожарную безопасность объектов защиты при наличии достаточного количества эвакуационных выходов, обеспечивающих безопасность объекта защиты, отвечающих требованиям пожарной безопасности, а статья 2 Закона о техническом регламенте прямо указывает, что аварийные выходы не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов. Из имеющегося в деле плана эвакуации, согласованного с органом пожарного надзора ... , следует, что спорный выход обозначен в качестве аварийного.

Пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 предусматривает установление судом первой инстанции при рассмотрении дела об административной ответственности малозначительности правонарушения, как основание для признания постановления по делу незаконным и его отмене. Суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии либо отсутствии признаков малозначительности правонарушения, из чего следует, что суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно квалифицировать правонарушение как малозначительное. Оценку наличия либо отсутствия данных обстоятельств, учитывая характер правонарушения, должны были в соответствии со статьей 168 АПК РФ дать суды первой и апелляционной инстанций независимо от того, заявило ли об этом лицо, привлеченное к ответственности. Суды такой оценки не дали.

...

При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо, с учетом выводов, содержащихся в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 дать оценку наличию либо отсутствию признаков малозначительности совершенного обществом правонарушения."