г. Казань |
|
16 октября 2012 г. |
Дело N А06-8371/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Хасановой А.Р.
при участии в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
заявителя - Токарева С.В. (доверенность от 13.01.2012 N 30АА0109706),
ответчика - Потылицына П.Л. (доверенность от 26.01.2012 N 13),
третьего лица - Лычагиной Е.С. (доверенность от 30.12.2011 N 293),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.03.2012 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А06-8371/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) в лице филиала "Астраханьэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании незаконным решения от 30.09.2011 N 03/6035, при участии третьего лица - открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго" (далее - ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 30.09.2011 N 03/6035 об отказе в возбуждении в отношении открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ООО "Астраханская энергосбытовая компания").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.03.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" обратилось в Управление с заявлениями: от 15.06.2011 N АЭ/1000/1378, от 30.06.2011 N АЭ/1500/1532 на действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", которые выразились в отказе ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" в принятии обходных листов, форма которых утверждена сторонами в договоре. Это, по мнению заявителя, является навязыванием условий договора в части изменений формы обходного листа, а также созданием дискриминационных условий путем одностороннего отказа в принятии к учету визуального съема показаний приборов учета бытовых потребителей, составленных в форме обходного листа.
Кроме того, ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго", указывая на отсутствие в заключенных ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" с потребителями электрической энергии договоров положений об обязанностях потребителей, предусмотренных пунктом 3.2.2 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 N 2, а также на отсутствие в таких договорах подпунктов: а); в); д); е); з); и); к); л) пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 и подпунктом д) пункта 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, считает, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" ущемляет интересы заявителя и свидетельствует о злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
По результатам анализа указанных заявлений решением руководителя Управления, выраженным в письме от 30.09.2011 N 03/6035, антимонопольный орган, со ссылкой на часть 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), отказал заявителю в возбуждении в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
Полагая, что указанное решение антимонопольного органа является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с вышеназванным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго", суды, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции", учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", установили, что споры между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" о разрешении которых заявитель обращался в антимонопольный орган относятся к гражданско-правовым спорам и не могут содержать нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Коллегия считает вывод судов обоснованным.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели урегулированы Законом о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в числе прочего запрещается навязывание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
По делу судами установлено, что между ОАО "Астраханьэнерго" (исполнитель) и ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" (заказчик) 01.01.2007 заключен договор N 2 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В соответствии с пунктом 9.1. договор вступает в силу с 01.01.2007 и
действует до 31.12.2007.
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" и согласно передаточному акту, утвержденному внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Астраханьэнерго" (протокол от 21.01.2008 N б/н), 25.12.2007 ОАО "Астраханьэнерго" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго".
ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" является правопреемником прав и обязанностей ОАО "Астраханьэнерго", в порядке универсального правопреемства к нему перешли все права и обязанности ОАО "Астраханьэнерго".
В рамках договора ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" (сетевая организация) оказывает ОАО "Астраханьэнерго" (гарантирующий поставщик) услуги по передаче электрической энергии, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином установленном законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, а ОАО "АЭСК" оплачивает оказанные услуги в порядке, установленном договором.
ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" приказом Федеральной службы по тарифам от 16.06.2008 N 208-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным номером N 61.1.45, а также в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе "услуги по передаче электрической энергии" в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" в Астраханской области, с долей более 65 % (приказом Управления от 25.05.2008 N 79-п) и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории, охваченной присоединенной сетью ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" в Астраханской области.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-0 является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком; включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе "розничная торговля электрической энергией" в географических границах Астраханской области, с долей более 50 % (приказы Управления от 19.12.2006 N 145-п и от 27.02.2009 N 25-п).
Следовательно, оба хозяйствующих субъекта занимают доминирующее положение на соответствующих товарных рынках.
Из договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 N 2 следует, что спорные правоотношения между ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" и ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", как сторонами данного договора, сложились на рынке услуг по передаче электрической энергии.
Исполнителем в данном договоре поименовано ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго".
Доминирующее положение на данном рынке занимает ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго". В свою очередь, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" на данном рынке является потребителем услуг ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго".
Действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по навязыванию ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" невыгодных условий договора, а так же бездействие, выразившееся в непринятии к учету ведомости снятия показаний приборов учета конечных потребителей при формировании объема оказанных услуг по передаче электрической энергии за май 2011 года, не возвращении оригиналов вышеуказанных ведомостей ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго", в невключении в заключенные между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и потребителями электрической энергии договоры энергоснабжения подпунктов "а", "б", "в", "г", "д", "е", "ж", "з", "и", "к", "м", "о", "с", "т" пункта 3.2.2.1 Договора, подпунктов "а", "в", "д", "е", "з", "и", "к", "л" пункта 14 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, подпункта "д" пункта 71 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, не могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства, поскольку спорные правоотношения между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" возникли при оказании услуг на рынке передачи электрической энергии, а не при осуществлении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" предпринимательской деятельности, связанной с реализацией электрической энергии потребителям Астраханской области, и они не затрагивают интересы третьих лиц - конечных потребителей электрической энергии.
В связи с чем суды указали, что данный спор между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" носит исключительно гражданско-правовой характер, и соответственно, нарушение одной из сторон своей гражданско-правовой обязанности влечет гражданскую ответственность и не может являться нарушением в сфере антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
При этом суды указали, что в свою очередь, ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" не лишено возможности передать спор на рассмотрение арбитражного суда.
При таких обстоятельствах, антимонопольный орган, действуя в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции, принял правомерное решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания".
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества, и правомерно отказали ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут являться основанием для отмены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.03.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 по делу N А06-8371/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
При этом суды указали, что в свою очередь, ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" не лишено возможности передать спор на рассмотрение арбитражного суда.
При таких обстоятельствах, антимонопольный орган, действуя в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции, принял правомерное решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания".
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2012 г. N Ф06-7475/12 по делу N А06-8371/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7475/12
28.06.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4265/12
24.05.2012 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8371/11
26.03.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8371/11