г. Казань |
|
16 октября 2012 г. |
Дело N А57-25541/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Афанасьева И.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
ответчика - Червяковой В.В. (доверенность от 30.12.2011 N 03-02/2016),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2012 (судья Братченко В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Телегина Т.Н., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-25541/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 64500011003) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" задолженности в размере 40 635 976,24 руб.,
третьи лица: муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Заводскому району г.Саратова", администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Саратовский межрайонный (городской) отдел судебных приставов, ликвидационная комиссия муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Заводскому району г.Саратова", Управление Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "ВТГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ОАО "ВТГК" задолженности в размере 40 635 976,24 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2012 исковые требования удовлетворены частично. В порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца взысканы задолженность в размере 37 599 533,79 руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 000 руб. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 решение суда первой инстанции от 28.04.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами не принят во внимание факт нахождения муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Заводскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Заводскому району г.Саратова") в стадии ликвидации и не исследован вопрос о наличии промежуточного ликвидационного баланса учреждения и удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди. Правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Также судами предыдущих инстанций не был установлен главный распорядитель бюджетных средств, который в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации должен выступать ответчиком по долгам подведомственного учреждения.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения вынесенные судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность, указывает, что после подачи искового заявления в суд администрацией муниципального образования "Город Саратов" было принято решение о ликвидации МУ "ДЕЗ по Заводскому району г.Саратова" и создана ликвидационная комиссия, что подтверждается постановлением от 28.12.2011 N 2592 "О ликвидации МУ "ДЕЗ по Заводскому району г.Саратова". 06.03.2012 в адрес ликвидационной комиссии МУ "ДЕЗ по Заводскому району г.Саратова" направлена копия искового заявления. Ликвидационная комиссии МУ "ДЕЗ по Заводскому району г.Саратова", извещенная надлежащим образом, в судебные заседания не являлась, возражений относительно заявленных исковых требований и доказательства, подтверждающие возражения относительно иска, не представила, факт неисполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 06.10.2009 по делу N А57-4887/2009 и наличие задолженности по исполнительному листу АС N 000712870 не оспорила, доказательств о том, что ликвидационной комиссией были приняты меры к выявлению кредитора - ОАО "ВТГК", а также письменного уведомления указанного кредитора о ликвидации юридического лица не представлено.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.10.2009 по делу N А57-4887/2009 с МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" в пользу ОАО "ВТГК" взысканы образовавшаяся задолженность по договору от 01.01.2006 N 52415т за период с 01.01.2009 по 28.02.2009 в размере 46 306 524,24 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 000 руб., а всего 46 406 524,24 руб.
Для принудительного исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 01.10.2009 по делу N А57-4887/2009 выдан исполнительный лист АС N 000712870.
12.01.2010 судебным приставом-исполнителем Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области возбуждено исполнительное производство N 63/46/2811/10/2010.
20.01.2010 вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 63/46/2811/10/2010 и возвращении взыскателю исполнительного документа в связи отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
После указанных обстоятельств истец дважды предъявлял к исполнению исполнительный лист N 000712870 в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и дважды в Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", который возвращен истцу без исполнения.
Задолженность МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" перед ОАО "ВТГК" по исполнительному листу АС N 000712870 с учетом частичного погашения задолженности в размере 3 036 442, 45 руб. после подачи настоящего иска составляет 37 599 533,79 руб.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.12.2011 N 2592 принято решение о ликвидации МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" и создании ликвидационной комиссии.
Федеральной налоговой службой Российской Федерации за регистрационным номером 2126451002555 была внесена запись о начале процесса ликвидации МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова".
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ликвидационная комиссия МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском к собственнику имущества муниципального учреждения о взыскании указанной суммы задолженности в порядке субсидиарной ответственности.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
На основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусматривает, что абзац шестой пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011.
Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Применительно к субсидиарной ответственности собственников учреждений закон выдвигает дополнительное условие - недостаточность находящихся в его распоряжении денежных средств.
Согласно пунктам 1.3, 1.10 устава МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", решения Саратовской городской Думы от 13.10.1998 N 24-226 "О создании МУ"ДЕЗ" имущество данного учреждения является собственностью города Саратова, а при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ "Заводского района г. Саратова" несет собственник имущества, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. От его имени по искам в порядке субсидиарной ответственности выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации г. Саратова.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 Комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с пунктом 4.2 Правил "Об организации работы по исполнению решений судов о взыскании денежных средств по задолженности муниципальных учреждений "Дирекция единого заказчика" районов города", утвержденных постановлением мэра города Саратова от 10.06.2004 N 336, в порядке субсидиарной ответственности по долгам МУ ДЕЗ района должником выступает муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В пункте 35 Положения о бюджетном процессе в городе Саратове, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 N 26-271 указано, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города осуществляется Комитетом по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся федеральным казначейством.
В статьях 242.3, 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен ряд требований для бюджетных учреждений - должников, позволяющих органу федерального казначейства (органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации или муниципальных бюджетных учреждений) исполнять судебные акты в установленные Кодексом сроки.
Перечисленные бюджетные полномочия комитета в соответствии с требованиями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что комитет является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "Город Саратов".
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что по смыслу статей 63 и 64 Гражданского кодекса Российской Федерации факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника может быть установлен только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса учреждения и удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди, подлежит отклонению, поскольку удовлетворение требований кредитора учреждения собственником его имущества не зависит от факта составления промежуточного баланса.
Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс учреждения не может являться единственным доказательством недостаточности денежных средств у учреждения. Данный баланс подлежит утверждению собственником его имущества администрацией муниципального образовании "Город Саратов", которая является субсидиарным должником и ответчиком по делу, право истца как кредитора ликвидируемого учреждения на предъявление требования к субсидиарному должнику не может быть постановлено в зависимость от воли самого субсидиарного должника.
В материалы дела сведений свидетельствующих о том, что процесс ликвидации муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" завершен, не представлено.
Кроме того, постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.12.2011 N 2592 принято решение о ликвидации МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" и создании ликвидационной комиссии. Истец с исковым заявлением обратился в суд 12.12.2011, то есть до принятия решения о ликвидации МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова".
Таким образом, принятие указанного решения о ликвидации после обращения истца с иском не могло повлиять на принятие судебных актов по делу.
При таких обстоятельствах суды предыдущих инстанций правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу N А57-25541/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.Н. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся федеральным казначейством.
В статьях 242.3, 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен ряд требований для бюджетных учреждений - должников, позволяющих органу федерального казначейства (органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации или муниципальных бюджетных учреждений) исполнять судебные акты в установленные Кодексом сроки.
Перечисленные бюджетные полномочия комитета в соответствии с требованиями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что комитет является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "Город Саратов".
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что по смыслу статей 63 и 64 Гражданского кодекса Российской Федерации факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника может быть установлен только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса учреждения и удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди, подлежит отклонению, поскольку удовлетворение требований кредитора учреждения собственником его имущества не зависит от факта составления промежуточного баланса."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2012 г. N Ф06-7521/12 по делу N А57-25541/2011