г. Казань |
|
15 октября 2012 г. |
Дело N А55-32012/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Вильданова Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в Арбитражном суде Самарской области представителя:
ответчика - Устинова О.В. (доверенность от 28.12.2011 N 12-8133),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2012 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Апаркин В.Н., Бажан П.В.)
по делу N А55-32012/2011
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, при участии третьего лица: муниципального медицинского учреждения "Стоматологическая поликлиника N 8 Промышленного района г. Самары", г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости и обязании произвести государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 11.10.2011 N 01/221/2011-325 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимости - нежилое здание площадью 2671,80 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Литвинова, 129, квартал 16, литера 9, 9-1, 10, 10-1, 10-2,10-3.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимости - нежилое здание площадью 2671,80 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Литвинова, 129, квартал 16, литера 9, 9-1, 10, 10-1, 10-2,10-3.
На государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 05.03.2011 N 15-07-06/9699, решение Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2001 по делу N А55-16030/2011-23, кадастровый паспорт на спорное нежилое здание.
Сообщением от 11.10.2011 N 01/221/2011-325 в совершении названных регистрационных действий заявителю отказано на том основании, что решение Департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от 09.04.2002 N 333 не содержит информации о передаче в муниципальную собственность нежилого здания, площадью 2671,80 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Литвинова, д. 129. Заявитель ходатайствовал о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, литера 9,9-1,10,10-1,10-2,10-3, инвентарный номер 1-24694, площадью 2671,70 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Литвинова, д. 129, квартал 16, однако согласно сведениям ЕГРП на нежилое здание (стоматологическая поликлиника), литера 9,9-1,10,10-1,10-2,10-3, инвентарный номер 2469400, площадью 2686,80 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Литвинова, д. 129, зарегистрировано право собственности "Международной авиационной корпорации ОАО "Авиакор".
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судами обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу положений абзаца 4 пункта 2 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта относятся к объектам муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно материалам дела в качестве правоустанавливающего документа, свидетельствующего о возникновении права муниципальной собственности на испрашиваемый объект, на государственную регистрацию представлена выписка из реестра от 05.03.2011 N 15-07-06/9699, согласно которой объект недвижимости - нежилое здание площадью 2671,80 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Литвинова, дом 129, квартал 16, литера 9, 9-1,10,10-1,10-2.10-3, является муниципальной собственностью городского округа Самара, учтено в реестре муниципального имущества 09.04.2002 за номером 014009 на основании Решения Департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от 09.04.2002 N 333.
Решение Департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от 09.04.2002 N 333 принято на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2001 по делу N А55-16030/01-23, согласно которому признана недействительной сделка приватизации Государственного Авиационного предприятия города Самара в части включения в уставной капитал АООТ "АВИ.С" и передаче ему в собственность объектов социально-культурного назначения: поликлиники по улице Псковской, 36 в г. Самаре, стоматологической поликлиники по ул. Литвинова, 131 в г. Самаре, музыкальной школы N 4 по ул. Краснодонской, 36 в г. Самаре и стационара МСЧ N 3 (больницы на 200 коек) по ул. Мирной 169 в г. Самаре.
В соответствии с пунктом 3 Решения Департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от 09.04.2002 N 333 вышеуказанные изменения плана приватизации Государственного авиационного предприятия г. Самары считаются решением о передаче имущества в муниципальную собственность г. Самары.
Решение Департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от 09.04.2002 N 333 принято во исполнение вступившего в законную силу судебного акта, в соответствии с законодательством, действующим на момент его издания, уполномоченным органом, не отменено и не оспорено в судебном порядке.
Из письма Администрации Промышленного района г. Самара от 06.09.2001 N 05-1264, письма ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 14.05.2009 N 12/7364 следует, что адрес ул. Литвинова, 131 был присвоен двум объектам, в связи с чем, постановлением Администрации Промышленного района г. Самара от 08.06.2001 N 1481 адрес стоматологической поликлиники изменен на ул. Литвинова, 129.
С учетом этого, судами верно отмечено, что право собственности муниципального образования на объект недвижимости - стоматологической поликлиники, расположенный по адресу г. Самара, ул. Литвинова, 129, является ранее возникшим и юридически действительным.
Довод Управление Росреестра по Самарской области о том, что на спорный объект зарегистрировано право собственности за ОАО "Международной авиационной корпорации ОАО "Авиакор", правомерно отклонен. В материалах дела имеется Распоряжение администрации Кировского района г. Самара от 24.06.2002 N 1636 в соответствии с которым, на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2001 и определения Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2002 по делу N А55-2069/01-22, "Международной авиационной корпорации ОАО "Авиакор" ликвидирована и исключена из госреестра юридических лиц.
Довод Управление Росреестра по Самарской области о невозможности государственной регистрации в связи с арестом, наложенным судебным приставом-исполнителем Межрайонного подразделения судебных приставов Самарской области по особым исполнительным поручениям также правомерно отклонен судами, поскольку определением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2005 по делу А55-16030/2001-23 обеспечение иска в виде наложения ареста отменено.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации, и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Кроме того, на момент передачи рассматриваемого объекта в муниципальную собственность действовало Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, в соответствии с пунктом 2 которого передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что право собственности муниципального образования на объект недвижимости стоматологической поликлиники, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Литвинова, 129, является ранее возникшим и юридически действительным, не требующим для своего подтверждения обязательной государственной регистрации.
Судебная коллегия выводы судов находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 по делу N А55-32012/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации, и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Кроме того, на момент передачи рассматриваемого объекта в муниципальную собственность действовало Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, в соответствии с пунктом 2 которого передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 октября 2012 г. N Ф06-7176/12 по делу N А55-32012/2011