г. Казань |
|
17 октября 2012 г. |
Дело N А55-28633/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Петрова А.Л., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
истца - Кокшева А.И. (доверенность от 20.10.2012 N 1-16/08-367),
ответчика - Чостковской Е.С. (паспорт),
третьего лица - Догадина С.В. (удостоверение),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2012 (судья Гордеева С.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А55-28633/2011
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (ОГРН 1036300553332) к обществу с ограниченной ответственностью "Самарская Агропромышленная Компания" (ОГРН 1096375000292, ИНН 6375193866) о взыскании в доход областного бюджета 5 000 000 руб., с участием третьего лица: прокуратуры Самарской области, г. Самара.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Самарская Агропромышленная компания" (далее - ООО "САКО", ответчик) средств областного бюджета в размере 4 947 795 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2012, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012, в удовлетворении заявленных требований Министерству отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Привлеченная в качестве третьего лица прокуратура Самарской области в своем отзыве поддерживает доводы кассационной жалобы.
В отзыве ООО "САКО", полагая обжалуемые судебные акты по делу обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, постановлением правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 30.07.2010 N 354) утвержден Порядок предоставления в 2010 году субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим на территории Самарской области производство сельскохозяйственной продукции, в целях возмещения затрат в части расходов на приобретение сельхозтехники (далее - Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления субсидий в 2010-2012 годах субсидии предоставляются сельскохозяйственным производителям, признанным таковыми в соответствии с частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции на территории Самарской области и приобретшим в предыдущем и (или) текущем финансовых годах в собственность и (или) лизинг технику для животноводства и птицеводства, растениеводства, заготовки и приготовления кормов.
Согласно пункту 6 Порядка предоставления субсидий в 2010-2012 годах субсидии предоставляются получателю при соблюдении ряда условий, в том числе при условии использования получателем техники в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение 2 лет с момента ее приобретения, за исключением случаев фактической невозможности использования техники, подтвержденной соответствующими актами, в течение указанного периода времени в целях производства сельскохозяйственной продукции, и ежегодного представления в министерство справки об использовании техники в течение указанного периода, подписанной получателем.
Таким образом, обязательным условием предоставления субсидии является использование техники получателем в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение двух лет с момента ее приобретения.
Министерство предоставило ООО "САКО" субсидию на возмещение части затрат, связанных с производством сельхозпродукции, в части расходов на приобретение техники в размере 5 000 000 руб. Факт предоставления субсидии подтверждается платежным поручением от 24.06.2011 N 3547.
Субсидия ООО "САКО" была предоставлена на основании его заявления, к которому был приложен необходимый пакет документов на возмещение части расходов на приобретение техники, а именно: колесных тракторов "Беларус" по договору купли-продажи техники и/или оборудования от 15.11.2010 N 310, заключенному между открытым акционерным обществом "Бузулукский механический завод" (далее - ОАО "Бузулукский механический завод" и ООО "САКО".
В соответствии с условиями данного договора ОАО "Бузулукский механический завод" передало в собственность ООО "САКО" 129 колесных тракторов Беларус 82.1 в комплекте с автосцепкой, а ООО "САКО" приняло указанную технику и оплатило ее. Стоимость одного трактора согласно договору составила 575 325 руб. Сумма предоставленной ООО "САКО" субсидии составила 5 000 000 руб.
Оплата сельхозтехники производилась за счет средств по договору N 101300/0034 об открытии кредитной линии в сумме 160 млн. руб. на приобретение сельхозтехники, заключенного 02.12.2010 ООО "САКО" с открытым акционерным обществом "Россельхозбанк" на срок до 03.11.2018 под 13% годовых.
По итогам проверки, проведенной прокуратурой Самарской области по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерству направлено представление от 05.10.2011 об устранении нарушений требований законодательства при расходовании бюджетных средств, направленных на поддержку сельхозпроизводителей.
Из данного представления следует, что по договорам аренды от 01.03.2011 N 22-А, от 03.03.2011 N 23-А ООО "САКО" передало в аренду обществу с ограниченной ответственности "Компания "БИО-ТОН" 46 колесных тракторов Беларус 82.1, а по договору от 05.08.2011 N АТ-1 ООО "САКО" сдало в аренду государственному унитарному предприятию Самарской области "Агро Сервис" 40 колесных тракторов Беларус 82.1. В связи с этим истец полагает, что ответчиком не были соблюдены условия Порядка предоставления субсидий в 2010-2012 годах.
В целях взыскания субсидии в доход областного бюджета Министерство, являясь главным распорядителем средств областного бюджета по данному виду расходных обязательств, 09.11.2011 направило в адрес ООО "САКО" претензию о возврате бюджетных средств на сумму 5 000 000 руб. Поскольку субсидия в доход областного бюджета в добровольном порядке ООО "САКО" не была возвращена, Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что сдача в аренду сельхозтехники в рассматриваемом случае не доказывает факт ее неиспользования ООО "САКО" в целях производства и переработки сельхозпродукции. Министерством не учтены особенности сельхозтехники, являющейся предметом отношений по субсидированию. Колесный трактор Беларус 82.1 не может быть задействован в производстве сельхозпродукции непрерывно в течение 2 лет. Для произведения каждой технологической операции с использованием колесного трактора Беларус 82.1 необходимо соблюдать строгие агротехнические сроки. Кроме того, для произведения каждого вида работ необходима установка на трактор определенного типа дополнительного оборудования.
Судами установлено, что в рамках посевных работ 2011 года ООО "САКО" произведено порядка 6 200 центнеров подсолнечника на зерно и порядка 5 500 центров сои на земельных участках площадью 880 га в Челно-Вершинском районе Самарской области. Данное обстоятельство подтверждается справками статистической отчетности по форме N 21-СХ, N 2-фермер, оборотно-сальдовой ведомостью по счету 43 (оприходование собранного урожая), карточками счета 43, номенклатура соя и подсолнечник, договором подряда на выполнение работ по междурядной обработке, уборке и транспортировке урожая, актами выполненных работ, договорами на поставку собранной сельскохозяйственной продукции, товарными накладными, платежными поручениями об оплате продукции.
Исходя из соображений экономической целесообразности и эффективного использования имущества, ответчиком было принято решение о предоставлении 86 колесных тракторов Беларус 82.1 в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Компания "БИО-ТОН" и государственному унитарному предприятию Самарской области "Агро Сервис", при этом Министерство своим письмом от 05.08.2011 дало согласие на заключение договора аренды техники с ГУП СО "Агро Сервис". Законодательство не содержит прямого запрета на передачу в аренду имущества, временно не задействованного в производственной деятельности.
Министерством указанные обстоятельства не опровергнуты.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что указанные Министерством в заявлении 86 колесных тракторов Беларус 82.1 ответчик использовал для производства сельскохозяйственной продукции в 2011 году.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", статей 28, 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления субсидий в Самарской области, пришли к обоснованному выводу, что обстоятельства нецелевого использования сельхозтехники не подтверждены, субсидия получена правомерно, нарушений условий, установленных Порядком предоставления субсидий в 2010-2012 годах, ответчиком не допущено.
В кассационной жалобе Министерство оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и не подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по делу N А55-28633/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления субсидий в 2010-2012 годах субсидии предоставляются сельскохозяйственным производителям, признанным таковыми в соответствии с частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции на территории Самарской области и приобретшим в предыдущем и (или) текущем финансовых годах в собственность и (или) лизинг технику для животноводства и птицеводства, растениеводства, заготовки и приготовления кормов.
Согласно пункту 6 Порядка предоставления субсидий в 2010-2012 годах субсидии предоставляются получателю при соблюдении ряда условий, в том числе при условии использования получателем техники в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение 2 лет с момента ее приобретения, за исключением случаев фактической невозможности использования техники, подтвержденной соответствующими актами, в течение указанного периода времени в целях производства сельскохозяйственной продукции, и ежегодного представления в министерство справки об использовании техники в течение указанного периода, подписанной получателем.
...
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", статей 28, 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления субсидий в Самарской области, пришли к обоснованному выводу, что обстоятельства нецелевого использования сельхозтехники не подтверждены, субсидия получена правомерно, нарушений условий, установленных Порядком предоставления субсидий в 2010-2012 годах, ответчиком не допущено."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2012 г. N Ф06-7318/12 по делу N А55-28633/2011