г. Казань |
|
23 октября 2012 г. |
Дело N А57-9865/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии:
заявителя - Семигорелова-Нестерова Е.С., (паспорт),
в отсутствие:
иных сторон - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.07.2012
по делу N А57-9865/2012
по исковому заявлению Семигорелова-Нестерова Евгения Сергеевича, р. п. Соколовый Саратовской области к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "ТеплоТехСервис" (далее - ООО "ТеплоТехСервис"), г. Саратов, о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01.02.2012 N 4/1 "О тарифе на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис" п. 1, возобновившего действие недействовавшего тарифа, утвержденного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.10.2009 N 20/12 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис", несоответствующего федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу и недействующим полностью в 2009 году и с 16.12.2011; о признании действующим с 01.01.2010 по настоящее время решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района от 29.10.2009 N 01-7/162 для р. п. Соколовый - 866, 6 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость), для остальных муниципальных образований района - 1022, 22 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость), в части тарифа на тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Семигорелов-Нестеров Евгений Сергеевич с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующим пункта 1 постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01.02.2012 N 4/1 "О тарифе на теплоэнергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис", возобновившего действие недействовавшего тарифа, утвержденного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.10.2009 N 20/12 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис", как не соответствующего федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 ОБ, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 и недействующим полностью в 2009 году и с 16.12.2011; о признании действующим с 01.01.2010 по настоящее время решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района от 29.10.2009 N 01-7/162 для р.п. Соколовый - 866, 6 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость), для остальных муниципальных образований района - 1022, 22 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость), в части тарифа на тепловую энергию.
Определением суда от 15.05.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "ТеплоТехСервис".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.07.2012 признан пункт 1 постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01.02.2012 N 4/1 "О тарифе на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис", возобновившего действие тарифа, утвержденного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.10.2009 N 20/12 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис", - несоответствующим Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 ОБ, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 и недействующим полностью. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет по тарифам), не согласившись с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новый судебный акт.
В отзыве Семигорелов-Нестеров Е.С., полагая обжалуемый судебный акт обоснованным и законным, просит оставить его без изменения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав заявителя, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, постановлением Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2011, оставленным без изменений постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2012, по делу N А57-1619/2011 признано недействующим постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16.12.2010 N 19/26 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис".
После чего пунктом 1 постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01.02.2012 N 4/1 "О тарифе на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис" было возобновлено действие тарифа, утвержденного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.10.2009 N 20/12 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис", Саратовский район", в редакции согласно приложению, с 16.12.2011 на срок не менее, чем до 31.12.2011:
- тариф на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии - 1184,40руб./Гкал (без учета налога на добавленную стоимость);
- тариф на тепловую энергию для населения - 1397,59руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость).
Текст постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01.02.2012 N 4/1 был опубликован в печатном издании "Неделя области" от 08.02.2012 N 8.
Считая пункт 1 постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01.02.2012 N 4/1 "О тарифе на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис", незаконным, Семигорелов-Нестеров Е. С. обратился в суд с названными требованиями.
В обоснование заявленных доводов заявитель указал, что установленный тариф является экономически необоснованным, противоречащим положениям Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, Федеральному закону от 30.12.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Учитывая, что данный акт Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области распространяет свое действие на неопределенный круг лиц и направлен на неоднократное его применение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление относится к нормативному правовому акту.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что регулирующий орган должен включать в тариф не все фактически складывающиеся у организации расходы на тепловую энергию, а лишь те, которые являются экономически обоснованными. Суд установил, что тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис", установленный постановлением от 01.02.2012, N 4/1 не утверждался. В основе тарифа лежат расчеты, послужившие основанием для установления тарифа на тепловую энергию, введенного в действие с 25.10.2009 постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.10.2009 N 20/12. При этом экспертами Комитета не проверена обоснованность принятых в расчет тарифа объемов полезного отпуска для населения, а также других потребителей, получающих энергию от тепловых сетей, взятых ООО "ТеплоТехСервис"в аренду, не указано количество теплоэнергии, произведенной от каждой котельной, не приведен расчет, обосновывающий сумму затрат тепловой энергии, не рассчитан полезный отпуск тепловой энергии по каждому теплоисточнику, отсутствует расчет по объему отапливаемых помещений (технические паспорта зданий ООО "ТеплоТехСервис" не представлены). Само экономическое обоснование сумм затрат на производство тепловой энергии при использованном Комитетом метода экономически обоснованных расходов (затрат) для расчета на тепловую энергию отсутствует.
Тем самым, не соблюдены цели и принципы государственного регулирования тарифов, не выполнено требование пункта 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, статьи 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которому при государственном регулировании должно быть обеспечено определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при утверждении и расчете тарифов, должна быть обеспечена экономическая обоснованность затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области не соблюден порядок утверждения тарифа на тепловую энергию, предусмотренный действующим законодательством.
В кассационной жалобе Комитет по тарифам, полагая, что судом не были полностью исследованы все материалы дела, дана ненадлежащая оценка обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, указывает, что основания для открытия тарифного дела с целью установления нового экономически обоснованного тарифа в рамках действующего законодательства отсутствовали. Кроме этого, указывает, что в решении суда по данному делу как в мотивировочной, так и в резолютивной части, содержатся ссылки на постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, и Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", которые не имеет никакого отношения к регулированию тарифов на тепловую энергию, а Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2011 в связи с принятием Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, а оспариваемое постановление было принято Комитетом по тарифам 01.02.2012.
Также Комитет по тарифам не согласен с решением суда первой инстанции в части взыскания государственной пошлины в размере 200 руб. в пользу заявителя, указывая, что Комитет по тарифам не является ни главным распорядителем бюджетных средств, ни распорядителем бюджетных средств, у него отсутствует отдельный лицевой счет, самостоятельный баланс, а потому суду необходимо было привлечь в качестве заинтересованного лица управление делами Правительства Саратовской области - главного распорядителя бюджетных средств.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-03 "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), с 01.01.2011 вступили в силу часть 1, пункты 1-6, 8 и 9 части 2, части 3, 5-8 статьи 7, статьи 8, 10-12 и 14 Закона о теплоснабжении. Данные правовые нормы устанавливают государственное регулирование цен на поставку не только тепловой энергии, но и теплоносителя, осуществляемую теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в адрес потребителей.
Статья 8 Закона о теплоснабжении определяет, что регулированию подлежат, в том числе тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, а также "Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, на несоответствие которым оспариваемого постановления указал суд первой инстанции как в мотивировочной, так и в резолютивной частях своего решения, действовали в период принятия оспариваемого постановления Комитета по тарифам.
Суд первой инстанции, исследовав все обстоятельства дела, мотивированно указал, что согласно постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.10.2009 N 20/12 "О тарифе на тепловую энергию для потребителей ООО "ТеплоТехСервис", Саратовский район", тариф, установленный пунктом первым, действует с 25.10.2009 по 31.12.2009, следовательно, тарифное решение утратило силу, а его действие не могло быть возобновлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном рассмотрены и отклонены судом кассационной инстанции, как несостоятельные, и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта с учетом изложенных обстоятельств.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.07.2012 по делу N А57-9865/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе Комитет по тарифам, полагая, что судом не были полностью исследованы все материалы дела, дана ненадлежащая оценка обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, указывает, что основания для открытия тарифного дела с целью установления нового экономически обоснованного тарифа в рамках действующего законодательства отсутствовали. Кроме этого, указывает, что в решении суда по данному делу как в мотивировочной, так и в резолютивной части, содержатся ссылки на постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, и Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", которые не имеет никакого отношения к регулированию тарифов на тепловую энергию, а Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2011 в связи с принятием Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, а оспариваемое постановление было принято Комитетом по тарифам 01.02.2012.
...
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
...
Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, а также "Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, на несоответствие которым оспариваемого постановления указал суд первой инстанции как в мотивировочной, так и в резолютивной частях своего решения, действовали в период принятия оспариваемого постановления Комитета по тарифам.
...
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2012 г. N Ф06-7258/12 по делу N А57-9865/2012