г. Казань |
|
24 октября 2012 г. |
Дело N А12-962/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Егоровой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Хасановой А.Р.
при участии в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
заявителя - Скворцовой А.Н. (доверенность от 16.01.2012 N 19/1),
ответчика - Матвеева М.С. (доверенность от 10.01.2012),
третьего лица Волгоградской городской детско-юношеской спортивно-туристической общественной организации "Алые паруса" - Гоцкиной О.К. (доверенность от 16.10.2012),
в отсутствии:
третьих лиц - Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.03.2012 (судья Пятернина Е.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Александрова Л.Б., Жевак И.И.)
по делу N А12-962/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, о признании недействительным решения от 14.10.2011 по делу N 11-01-10-02/301, при участии третьих лиц - Волгоградская городская детско-юношеская спортивно-туристическая общественная организация "Алые паруса" (ИНН 3442040510, ОГРН 1023400001778), Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 14.10.2011 по делу N 11-01-10-02/301.
В качестве третьих лиц привлечены Волгоградская городская детско-юношеская спортивно-туристическая общественная организация "Алые паруса" (далее - ВГДЮСТО "Алые паруса"), Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.03.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012, в удовлетворении заявления ОАО "Волгоградэнергосбыт" отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, антимонопольный орган и ОАО "Волгоградэнергосбыт" обратились в кассационную инстанцию с жалобами, в которых просят об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия считает жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 15.02.2011 в Управление поступило заявление ВГДЮСТО "Алые паруса" (вх. N 879), в котором указано о том, что ОАО "Волгоградэнергосбыт" отказывается применять к ВГДЮСТО "Алые паруса" тарифы на электроэнергию, установленные постановлением УРТ Администрации Волгоградской области для категории "население". По мнению ВГДЮСТО "Алые паруса", применяя сокращенный период предоставления льготы (время фактического пребывания детей на территории лагеря), ОАО "Волгоградэнергосбыт" ограничивает права ВГДЮСТО "Алые паруса".
Приказом Управления от 27.05.2011 N 316 возбуждено дело N 11-01-10-02/301 по признакам нарушения ОАО "Волгоградэнергосбыт" пунктов 8, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
14 октября 2011 года Управлением вынесено решение, в соответствии с которым действия по допущению ОАО "Волгоградэнергосбыт" нарушения порядка ценообразования, выразившиеся в применении к ВГДЮСТО "Алые паруса" тарифа, отличного от подлежащего в соответствии с постановлениями Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 26.12.2007 N 40/1, от 10.12.2008 N 41/1, от 09.12.2009 N 36/1 применению тарифа для категории потребителей "население", а также действия по созданию дискриминационных условий осуществления деятельности детскими оздоровительными учреждениями, выразившиеся в применении со тарифа для потребителей, приравненный к категории "население" в отношении определенных детских оздоровительных центров без предоставления последними дополнительных, кроме Устава, документов, применение в ряде отдельных случаев данного тарифа круглогодично, вне зависимости от фактического нахождения в оздоровительном центре детей, признаны нарушившими пункты 8, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
ОАО "Волгоградэнергосбыт", полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании данного ненормативного правового актов незаконным.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о доказанности нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, применяя к детскому оздоровительному центру - ВГДЮСТО "Алые паруса" тариф, отличный от подлежащего применению тарифа для категории потребителей "население".
Апелляционная инстанция, отменяя решение арбитражного суда в данной части со ссылкой на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 8433/11 обоснованно указала, что само по себе применение обществом установленного уполномоченным органом тарифа не свидетельствует о нарушении им порядка ценообразования.
Согласно абзацу 5 статьи 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" ценообразование - процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Вменяя Обществу нарушение порядка ценообразования, антимонопольный орган не доказал его объективную сторону, какие конкретно противоправные действия совершены ОАО "Волгоградэнергосбыт" в области установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В данном случае, ОАО "Волгоградэнергосбыт" применило установленный уполномоченным органом тариф "прочие потребители" и эти действия не были связаны с включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, а равно не совершались обществом в процессе расчета и установления регулируемых тарифов (цен) для ВГДЮСТО "Алые паруса".
Кроме того, в силу подпунктов 5.3.4 и 5.3.10 Положения о Федеральной службе по тарифам контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов), а также рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятие решений, обязательных для исполнения, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, относятся к полномочиям Федеральной службы по тарифам.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, соглашаясь с судом первой инстанции, обоснованно посчитал доказанным наличие в действиях ОАО "Волгоградэнергосбыт" нарушения части 1 пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
При этом суды исходили из следующего.
ВГДЮСТО "Алые паруса" имело неравные условия в сравнении с иными оздоровительными центрами, поскольку ОАО "Волгоградэнергосбыт" для применения льготного тарифа необоснованно требовало от ВГДЮСТО "Алые паруса" предоставления дополнительных документов и необходимости обоснования применения "льготного" тарифа в течение всего года.
Антимонопольным органом установлено и объективно подтверждается собранными по делу доказательствами, что в отношении иных детских оздоровительных лагерей ОАО "Волгоградэнергосбыт" для применения к организациям льготного тарифа не требовало предоставления документов, подтверждающих фактическое выполнение работ, услуг по оздоровлению детей. Сведения о периоде проведения оздоровительных мероприятий со стороны ряда оздоровительных центров носили уведомительный характер, в то время как от ВГДЮСТО "Алые паруса" ОАО "Волгоградэнергосбыт" истребовало акты выполненных работ. В ряде случаев применение тарифа "Население" со стороны ОАО "Волгоградэнергосбыт" не было обусловлено предоставлением иных документов, кроме Устава, льготный тариф применялся круглогодично, вне зависимости от фактического нахождения в оздоровительном центре детей.
С учетом того, что постановлениями Управления по региональным тарифам отнесение к категории "население" не обусловлено организационно-правовой формой и (или) формой собственности детского оздоровительного центра ВГДЮСТО "Алые паруса" имело право на применение к нему тарифа, предусмотренного для данной категории потребителей электроэнергии в период непосредственного проведения оздоровления детей в лагере.
Сведения о том, что ВГДЮСТО "Алые паруса" занимается деятельностью по оздоровлению детей содержатся в Уставе организации, документы, подтверждающие осуществление вида деятельности направлялись в адрес ОАО "Волгоградэнергосбыт".
В связи с чем судебные инстанции указали, что факты применения со стороны ОАО "Волгоградэнергосбыт" тарифа для потребителей, приравненный к категории "Население" в отношении определенных детских оздоровительных центров без предоставления последними дополнительных, кроме Устава, документов, применение в ряде отдельных случаев данного тарифа круглогодично, вне зависимости от фактического нахождения в оздоровительном центре детей, свидетельствуют о создании дискриминационных условий осуществления своей деятельности детскими оздоровительными центрами.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.03.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по делу N А12-962/2012 оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вменяя Обществу нарушение порядка ценообразования, антимонопольный орган не доказал его объективную сторону, какие конкретно противоправные действия совершены ОАО "Волгоградэнергосбыт" в области установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В данном случае, ОАО "Волгоградэнергосбыт" применило установленный уполномоченным органом тариф "прочие потребители" и эти действия не были связаны с включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, а равно не совершались обществом в процессе расчета и установления регулируемых тарифов (цен) для ВГДЮСТО "Алые паруса".
Кроме того, в силу подпунктов 5.3.4 и 5.3.10 Положения о Федеральной службе по тарифам контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов), а также рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятие решений, обязательных для исполнения, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, относятся к полномочиям Федеральной службы по тарифам.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, соглашаясь с судом первой инстанции, обоснованно посчитал доказанным наличие в действиях ОАО "Волгоградэнергосбыт" нарушения части 1 пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2012 г. N Ф06-7831/12 по делу N А12-962/2012