г. Казань |
|
30 октября 2012 г. |
Дело N А12-2721/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Вильданова Р.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волгоградской областной детской общественной организации яхт-клуб "Парус" им. В.С. Высоцкого, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.05.2012 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 (председательствующий судья Борисова Т.С., Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А12-2721/2012
по заявлению Волгоградской областной детской общественной организации яхт-клуб "Парус" имени В.С. Высоцкого (ОГРН 1033401260200, ИНН 3447013301) г. Волгоград, к администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) г. Волгоград, с участием заинтересованных лиц: Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679) г. Волгоград, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045) г. Волгоград, о признании недействительными постановлений и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградская областная детская общественная организация яхт-клуб "Парус" имени В.С. Высоцкого (далее - ВОДОО яхт-клуб "Парус", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации Волгограда с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными постановлений администрации Волгограда:
- от 03.11.2011 N 3396 об отказе в предоставлении земельного участка (кадастровый номер 34:34:070003:42) для строительства объекта ВОДОО яхт-клуб "Парус", - от 03.11.2011 N 3397 об отказе в предоставлении земельного участка (кадастровый номер 34:34:070003:41) для строительства объекта, постановления администрации Волгограда от 16.11.2011 N 3587 об отказе в предоставлении земельного участка (кадастровый номер 34:34:070003:40) для строительства объекта.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию Волгограда предоставить в аренду земельные участки на набережной имени В.С. Высоцкого (кадастровые номера 34:34:070003:42, 34:34:070003:41, 34:34:070003:40) для строительства трех ротонд (беседок).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.05.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012, в удовлетворении заявления ВОДОО яхт-клуб "Парус" отказано.
В кассационной жалобе ВОДОО яхт-клуб "Парус" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2007 по делу N А12-201/07-с30 суд обязал администрацию Волгограда принять решение о предварительном согласовании места размещения ВОДОО яхт-клуб "Парус" объектов: семи ротонд (беседок), фонтана влюбленным, памятника B.C. Высоцкому, ресторана (участок N2), ресторана, кафе (участок N 1), кафе (участок N 3), досугово-развлекательного центра с гостиницей, аквапарка и стоянки корабля-храма "Князь Владимир" (т. 1, л.д. 29-31).
22 февраля 2011 года постановлением администрации Волгограда N 521 ВОДОО яхт-клуб "Парус" предварительно согласовано место размещения семи ротонд, фонтана влюбленным, памятника B.C. Высоцкому, кафе (участок N 3), ресторана (участок N 2), стоянки корабля-храма "Князь Владимир", досугово-развлекательного центра с гостиницей и аквапарка, ресторана и кафе (участок N 1) (т. 1, л.д. 28).
29 сентября 2011 года ВОДОО яхт-клуб "Парус" обратилась в администрацию Волгограда с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков площадью по 35 квадратных метров, расположенных по адресу: Волгоград, набережная имени В.С. Высоцкого, соответственно 3а, 3б, 3г, для строительства ротонд (беседок), по результатам рассмотрения которых администрацией Волгограда приняты постановления об отказе ВОДОО яхт-клуб "Парус" в предоставлении земельных участков (т. 1, л.д. 47-49, 76-78), а именно:
- от 16.11.2011 N 3587 об отказе в предоставлении земельного участка (кадастровый номер 34:34:070003:40) площадью 35 квадратных метров для строительства объекта - ротонды на набережной имени В.С. Высоцкого, 3а,
-от 03.11.2011 N 3397 об отказе в предоставлении земельного участка (кадастровый номер 34:34:070003:41) для строительства объекта - ротонды на набережной имени В.С. Высоцкого, 3б,
- от 03.11.2011 N 3396 об отказе в предоставлении земельного участка (кадастровый номер 34:34:070003:42) для строительства объекта - ротонды на набережной имени В.С. Высоцкого, 3г.
Основаниями к отказу в предоставлении земельных участков явились непредставление ВОДОО яхт-клуб "Парус" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам, а также расположение испрашиваемых земельных участков на территории, зарезервированной для муниципальных нужд, на основании постановления администрации Волгограда от 07.07.2011 N 1672 "О резервировании земельного участка (учетный номер 7-0-121) для муниципальных нужд".
Впоследствии, постановлениями администрации Волгограда от 06.03.2012 N 542, от 06.03.2012 N 540 и от 22.03.2012 N 747 были внесены изменения в постановления администрации Волгограда от 03.11.2011 N 3396, от 03.11.2011 N 3397 и от 16.11.2011 N 3587, в соответствии с которыми из преамбулы постановлений об отказе в предоставлении земельных участков было исключено одно из оснований, а именно "непредставление санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам".
ВОДОО яхт-клуб "Парус", полагая, что постановления администрации Волгограда от 03.11.2011 N 3396, от 03.11.2011 N 3397 и от 16.11.2011 N 3587 об отказе в предоставлении земельных участков являются незаконными, нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) признан утратившим силу абзац 7 пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому не подлежали отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе земель общего пользования, и статья 28 дополнена абзацем следующего содержания: "Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд".
Согласно пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 56 Земельного кодекса закреплено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами местного самоуправления или решением суда. Ограничение прав на землю возможно в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
В статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Пунктом 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.
В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об изъятии (резервировании) земельных участков.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561.
Согласно пункту 2 названного Положения решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления. Такое решение, в силу пункта 7 Положения о резервировании, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. В переходный период (когда закон принят, а порядка резервирования нет) утвержденный в установленном законом порядке генеральный план, являющийся в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования и предусматривающий строительство других объектов на спорном земельном участке, следует считать препятствием для предоставления земельного участка в собственность.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решений Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112 "Об утверждении генерального плана Волгограда", комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 02.07.2009, администрацией Волгограда вынесено постановление от 07.07.2011 N 1672 о резервировании земельного участка (учетный N 7-0-121) площадью 1 490 919 квадратных метров для муниципальных нужд на 7 лет для строительства транспортно-пешеходной набережной и гидротехнических сооружений на прибрежной территории реки Волги, от причальных сооружений открытого акционерного общества "Волгограднефтемаш" до гидротехнического сооружения "Южный водозабор" в Советском, Кировском районах.
Неотъемлемой частью названного постановления являются Приложение 1 - схема резервируемой территории и Приложение 2 - перечень кадастровых номеров земельных участков, которые частично или полностью расположены в границах резервируемой территории.
Постановление от 07.07.2011 N 1672 о резервировании земельного участка в установленном порядке опубликовано в средствах массовой информации - газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" 12.07.2011, вступило в законную силу, не оспорено и не признано не соответствующим требованиям закона.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план Волгограда в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации является документом территориального планирования.
Суд первой инстанции изучением схемы резервируемых земельных участков, выкопировки из дежурного плана Волгограда, установил, что испрашиваемые заявителем земельные участки полностью находятся в границах зарезервированной территории.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным отказ в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что земельным законодательством не предусмотрено оснований для отказа в предоставлении в аренду земельных участков для строительства в случае, если уже имеется постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, были предметом рассмотрения в суде двух инстанций и правомерно отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании норм статей 8, 32, 56, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.05.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 по делу N А12-2721/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. В переходный период (когда закон принят, а порядка резервирования нет) утвержденный в установленном законом порядке генеральный план, являющийся в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования и предусматривающий строительство других объектов на спорном земельном участке, следует считать препятствием для предоставления земельного участка в собственность.
...
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план Волгограда в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации является документом территориального планирования.
...
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что земельным законодательством не предусмотрено оснований для отказа в предоставлении в аренду земельных участков для строительства в случае, если уже имеется постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, были предметом рассмотрения в суде двух инстанций и правомерно отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании норм статей 8, 32, 56, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2012 г. N Ф06-7752/12 по делу N А12-2721/2012