г. Казань |
|
01 ноября 2012 г. |
Дело N А72-1651/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области 31.05.2012 (судья Ипполитова И.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи: Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А72-1651/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Волгомост", г. Саратов (ОГРН 1026402190836, ИНН 6450010433), к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании недействительным решения,
заинтересованные лица: отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ульяновской области, г. Ульяновск, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгомост" (далее - ОАО "Волгомост", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом принятого удовлетворения судом ходатайства об изменении предмета заявленного требования о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - Управление) от 23.01.2012 N 18/04-127 об отказе в возврате обществу излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 108 037 руб. по страховой части и 10 673 руб. по накопительной части трудовой пенсии, выраженного в письме от 01.12.2011 N 09-4188.
В качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012, заявленные требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в 2010 году ОАО "Волгомост" излишне перечислило за 2009 год на страховую часть трудовой пенсии 108 037 руб. и на накопительную часть трудовой пенсии 10 673 руб. (по кодам бюджетной классификации 182 1 02 02010 06 0000 160 и 182 1 02 02020 06 0000 160), что подтверждается протоколом к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 09.08.2011 N 007672.
ОАО "Волгомост" 24.11.2011 обратилось в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, в том числе на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 108 037 руб. и на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 10 673 руб.
Письмом от 01.12.2011 N 09-4188 Управление сообщило обществу, что в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2009 N 307-Фз "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Закон N 307-Фз) и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета по главе 182 является Федеральная налоговая служба России, а Управление не имеет полномочий для осуществления возврата денежных средств на коды бюджетной классификации, администрируемые Федеральной налоговой службой.
Общество, не согласившись с решением Управления, обратилось в арбитражный суд, которым заявленные требования удовлетворены.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 данного закона.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
Частью 2 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено этой статьей.
Согласно статье 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 14 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с частью 15 статьи 26 Закона N 212-ФЗ до истечения срока, установленного частью 14 данной статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок), органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.
Частью 1 статьи 2 Закона N 307-ФЗ утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда России (далее - ПФР) согласно приложению 1 к этому закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 является ПФР (первые три цифры кода бюджетной классификации - 392).
В Письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2011 N 03-02-07/1-64 также указано, что за расчетный период с 01.01.2010 главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является ПФР.
В случае если в выписку из лицевого счета администратора доходов бюджета включены поступления, администратором которых Пенсионный ПФР не является, то в соответствии с пунктом 47 Порядка учета он направляет в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. Указанные поступления при получении такого уведомления учитываются по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 13.01.2010 N ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации 182 1 02 02010 06 0000 160 и коду бюджетной классификации 182 1 02 02020 06 0000 160 возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы.
Эти же коды бюджетной классификации закреплены за налоговыми органами приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 N 150Н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Федеральная налоговая служба России и ПФР совместно разработали и утвердили (письмо от 11.08.2010 ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@)) Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002-2009 годы.
Согласно данному письму Федеральная налоговая служба России и ПФР осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, в следующем порядке:
1) плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов;
2) территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование";
3) указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика;
4) налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
5) орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Министерства финансов России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику;
6) налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между Федеральной налоговой службы России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Иного порядка возврата излишне перечисленных страховых взносов в Пенсионный фонд с указанием кода "182", в том числе за 2010 год, нормативными актами не предусмотрено.
Следовательно, судами правомерно указано, что, поскольку главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 является Пенсионный фонд, который осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, то именно Пенсионный фонд должен принимать решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов.
Также судами обоснованно отмечено, что указание обществом кода бюджетной классификации "182" не может быть признано обстоятельством, освобождающим Управление ПФР от обязанности вынесения решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов орган пенсионного фонда. Как правильно указано судами, указание кода бюджетной классификации "182" влияет на процедуру возврата денежных средств - в этом случае решение территориального органа ПФР должно быть направлено не в орган Федерального казначейства, а в налоговый орган.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 по делу N А72-1651/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно данному письму Федеральная налоговая служба России и ПФР осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, в следующем порядке:
1) плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов;
2) территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование";
3) указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика;
4) налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
5) орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Министерства финансов России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику;"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2012 г. N Ф06-8007/12 по делу N А72-1651/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16635/12
03.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16635/12
01.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8007/12
23.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9202/12
29.06.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7817/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-1651/12