г. Казань |
|
07 ноября 2012 г. |
Дело N А12-8268/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии:
6-го третьего лица - Догадина С.В. (удостоверение ТО N 119509/1062),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Специализированная передвижная механизированная колонна N 5"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2012 (председательствующий судья Пятернина Е.С., судьи Стрельникова Н.В., Пономарев А.В.)
по делу N А12-8268/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Специализированная передвижная механизированная колонна N 5" (ИНН 3444014730, ОГРН 1023403447814) к администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) о признании нормативного правового акта недействительным, с участием третьих лиц: Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074), Министерства по управлению государственным имуществом Правительства Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299), Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744), Комитета по строительству администрации г. Волгограда, прокуратуры Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Специализированная передвижная механизированная колонна N 5" (далее - ОАО "СПМК N 5", общество, заявитель) к администрации Волгограда (далее - администрация), Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - комитет) с заявлением о признании недействующим постановления главы Волгограда от 29.04.2010 N 901 "О резервировании земельного участка (учетный номер 2-63-220)" в Краснооктябрьском районе для муниципальных нужд", как несоответствующее статьям 49, 56, 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации; о признании незаконным постановления заместителя главы Волгограда от 03.02.2012 N 249 "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый N 34:34:020069:137, ранее кадастровый N 34:34:020069:9, учетный N 2-63-1)"; обязании администрации принять решение о предоставлении в собственность ОАО "СПМК N 5" по льготной цене земельный участок площадью 11 051 м2, кадастровый N 34:34:020069:137, по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр-кт Волжский, д. 24а; обязании комитета направить в адрес ОАО "СПМК N 5" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 11 051 м2, кадастровый N 34:34:020069:137, по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр-кт Волжский, д. 24а.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзывах администрация и прокуратура Волгоградской области возражает против доводов жалобы и просит оставить ее без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области направило ходатайство от 11.10.2012 N 06-1428-АА о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления главы Волгограда от 29.04.2010 N 901 "О резервировании земельного участка (учетный номер 2-63-220)".
По мнению заявителя, указанное постановление не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", статье 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" в части включения земельного участка с кадастровым номером 34:34:020069:9, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований норм статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение), решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд. Решение этих вопросов в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов резервирования земель для государственных нужд субъектов Российской Федерации (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Данное право также закреплено в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации (то есть в Волгограде), осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Изучив и оценив представленные сторонами доказательства, суд установил, что оспариваемое постановление принято администрацией исходя из необходимости резервирования земельного участка для строительства гидротехнического сооружения в Краснооктябрьском районе на берегу реки Волга.
Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническим сооружением понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия жидких отходов.
Размещение гидротехнического сооружения возможно исключительно вблизи водоемов и их создание направлено на обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций природного характера и при использовании водных ресурсов. Особая важность гидротехнических сооружений обусловлена установлением повышенных мер безопасности к их строительству и последующей эксплуатации с введением особого вида надзора за их использованием.
Поскольку гидротехническое сооружение относится к объектам, обеспечивающим безопасность населения, то в силу статей 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земельных участков для их размещения возможно, в том числе, на земельных участках, предоставленных физическим или юридическим лицам.
Согласно представленной в материалы дела администрацией выкопировки из Генерального плана города-героя Волгоград, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/112, на спорной территории предусмотрено размещение гидротехнического сооружения.
Генеральный план в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации является документом территориального планирования, содержащим соответствующие карты (схемы), и может считаться достаточным основанием для принятия решения об ограничении оборота земель.
Как установил суд, земельный участок, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр-кт Волжский, д. 24а, принадлежит ОАО "СПМК N 5" на праве аренды. Из текста оспариваемого постановления администрации следует, что каких-либо запретов на эксплуатацию существующих строений, сооружений, расположенных на участках, попавших в схему резервирования в постановлении не устанавливается.
Отсутствие нарушений прав и законных интересов общества является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя жалобы являются несостоятельными, поскольку направлены на переоценку выводов суда, что противоречит статье 286 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2012 по делу N А12-8268/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Специализированная передвижная механизированная колонна N 5" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническим сооружением понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия жидких отходов.
...
Поскольку гидротехническое сооружение относится к объектам, обеспечивающим безопасность населения, то в силу статей 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земельных участков для их размещения возможно, в том числе, на земельных участках, предоставленных физическим или юридическим лицам.
...
Генеральный план в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации является документом территориального планирования, содержащим соответствующие карты (схемы), и может считаться достаточным основанием для принятия решения об ограничении оборота земель."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 ноября 2012 г. N Ф06-8186/12 по делу N А12-8268/2012