г. Казань |
|
08 ноября 2012 г. |
Дело N А12-5571/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие представителей:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2012 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Клочкова Н.А., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-5571/2012
по исковому заявлению администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН1023403433822) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555) о взыскании убытков в размере 2 950 000 руб., с участием третьих лиц: Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (ИНН 3444012677, ОГРН 1023403458650), Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИНН 7706074737, ОГРН 1037700029620),
УСТАНОВИЛ:
администрация Волгограда (далее - администрация, муниципальный орган, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области, ответчик), о взыскании за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград 2 950 000 руб. убытков в виде реальных расходов, в том числе убытки в размере 1 949 000 руб., понесенные в связи с предоставлением жилого помещения - квартиры N 14 дома N 28 по ул. им. Дзержинского г. Волгограда уполномоченному милиции отделения участковых уполномоченных милиции (далее - ОУУМ) отдела внутренних дел Центрального района г. Волгограда Азариадису Азарию Сергеевичу; 993 000 руб., понесенные в связи с предоставлением жилого помещения - квартиры N 17 дома N 20 по ул. Пятиморской г. Волгограда уполномоченному милиции ОУУМ N 7 Управления внутренних дел г. Волгограда Курдину Владимиру Владимировичу; а также 8000 руб. - убытки, связанные с проведением оценки стоимости указанных жилых помещений, всего в размере 2 950 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2012 исковые требования удовлетворены частично - взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального органа убытки, связанные с предоставлением уполномоченным милиции Азариадсу Азарию Сергеевичу и Курдину Владимиру Владимировичу квартиры N 14 в доме N 28 по ул. им. Дзержинского и квартиры N 17 в доме N 20 по ул. Пятиморской г. Волгограда, в размере 2 514 291 руб., в остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2012 в части отказа в иске о взыскании 435 709 руб. отменено.
Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в лице администрации 435 709 руб. убытков. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ МВД России по Волгоградской области) и УФК по Волгоградской области обратились в суд с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Отзывы на кассационные жалобы в суд кассационной инстанции не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационные жалобы в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Волгограда от 30.10.2007 по гражданскому делу N 2-5107/07, вступившим в законную силу 13.02.2008, удовлетворены исковые требования уполномоченного милиции ОУУМ отдела внутренних дел Центрального района г. Волгограда Азариадса Азария Сергеевича.
На администрацию возложена обязанность предоставить уполномоченному милиции ОУУМ отдела внутренних дел Центрального района г. Волгограда Азариадсу Азарию Сергеевичу жилое помещение в виде отдельной квартиры на состав семьи 4 человека из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции администрацией принято постановление от 25.08.2010 N 2151 о предоставлении жилого помещения Азариадсу Азарию Сергеевичу на состав семьи 4 человека - квартиры N 14 общей площадью 54,3 кв. м в доме N 28 по ул. им. Дзержинского г. Волгограда.
Между муниципальным учреждением "Жилищно-коммунального хозяйства Тракторозаводского района Волгограда" и Азариадсом Азарием Сергеевичем заключен договор социального найма от 21.09.2010 N 244.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 15.10.2010 по гражданскому делу N 2-6893/2010, вступившим в законную силу 22.12.2010, удовлетворены исковые требования уполномоченного милиции ОУУМ N 7 Управления внутренних дел г. Волгограда Курдина Владимира Владимировича, который признан нуждающимся в жилом помещении.
На администрацию возложена обязанность предоставить уполномоченному милиции ОУУМ N 7 Управления внутренних дел г. Волгограда жилое помещение в виде отдельной квартиры на состав семьи 1 человек из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции администрацией принято постановление от 23.05.2011 N 1217 о предоставлении жилого помещения Курдину Владимиру Владимировичу на состав семьи 1 человек - квартиры N 17 общей площадью 29,79 кв. м в доме N 20 по ул. Пятиморской г. Волгограда. Между муниципальным учреждением "Жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского района Волгограда" и Курдиным Владимиром Владимировичем заключен договор социального найма от 07.06.2011 N 60.
Администрация, считая, что ответчик не выполнил свои обязательства по возмещению расходов, связанных с предоставлением квартир, обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции), действовавшего в период предоставления вышеуказанным сотрудникам милиции квартир из фонда муниципального органа, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Из смысла статей 132, 133 Конституции Российской Федерации следует, что при отсутствии законодательно предусмотренного порядка финансирования расходов по предоставлению жилой площади и компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации данной льготы, финансирование подобных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, тем самым гарантируется право собственности муниципального образования.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", пункт 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
В кассационных жалобах ГУ МВД России по Волгоградской области и УФК по Волгоградской области указывают, что предоставление Азариадсу Азарию Сергеевичу, Кудрину Владимиру Владимировичу жилых помещений по договору социального найма в соответствии со статьей 60 Жилищного Кодекса Российской Федерации не влечет перехода права собственности на жилое помещение и не приводит к причинению собственнику - истцу реального ущерба, поскольку указанные квартиры жильцами до настоящего времени еще не приватизированы, из муниципальной собственности не выбывали, о чем свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра прав, находящиеся в деле. В материалах дела отсутствуют документы, из которых было бы видно, что для восполнения муниципального фонда жилья администрация приобрела квартиры, аналогичные по площади и характеристикам спорным квартирам.
По мнению УФК по Волгоградской области, в рассматриваемом случае администрация просит возместить убытки, которые реально еще не понесены, и которые, возможно, понесены не будут.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационных жалоб, так как возмещение расходов администрации на обеспечение жильем участковых уполномоченных милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилых помещений из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения участковому уполномоченному милиции, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК Ф).
В пункте 12 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Судами установлено, что администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения Курдину Владимиру Владимировичу и Азариадсу Азарию Сергеевичу и членам его семьи, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Суды указали, что администрация, предоставив жилые помещения Курдину Владимиру Владимировичу и Азариадсу Азарию Сергеевичу, в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку они обременены жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Исходя из этого, суды, установив, что расходы понесены администрацией в результате исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, обязывающих предоставить сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, отдельных благоустроенных жилых помещений по нормам предоставления жилой площади в соответствии со статьей 30 Закона о милиции, пришли к обоснованному выводу о том, что понесенные администрацией убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ответственность по возмещению убытков подлежит возложению на Российскую Федерацию, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Министерство финансов Российской Федерации (пункт 3 статьи 125 ГК РФ).
Указанный вывод соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10 по делу N А50-4364/2009-Г16, в соответствии с которой возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.
Доводы, указанные в кассационных жалобах, не подтверждают неправильного применения судами материального или процессуального права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2012 в части, оставленной без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012, и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 по делу N А12-5571/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что администрация, предоставив жилые помещения Курдину Владимиру Владимировичу и Азариадсу Азарию Сергеевичу, в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку они обременены жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Исходя из этого, суды, установив, что расходы понесены администрацией в результате исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, обязывающих предоставить сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, отдельных благоустроенных жилых помещений по нормам предоставления жилой площади в соответствии со статьей 30 Закона о милиции, пришли к обоснованному выводу о том, что понесенные администрацией убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ответственность по возмещению убытков подлежит возложению на Российскую Федерацию, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Министерство финансов Российской Федерации (пункт 3 статьи 125 ГК РФ).
Указанный вывод соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10 по делу N А50-4364/2009-Г16, в соответствии с которой возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2012 г. N Ф06-7918/12 по делу N А12-5571/2012