г. Казань |
|
08 ноября 2012 г. |
Дело N А12-8517/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарафиевой Л.М.
при участии представителей:
заявителя - Сеничкина А.Ю. (доверенность от 03.11.2011),
2-го ответчика - Спиридоновой О.Ю. (доверенность от 06.11.2012 N 05-ИД/181),
1-го заинтересованного лица - Балычевой А.С. (удостоверение ТО N 112135),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волгоградской области и открытого акционерного общества "Коммунальные технологии Волгограда"
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2012 (председательствующий судья Пономарев А.В., судьи Пятернина Е.С., Стрельникова Н.В.)
по делу N А12-8517/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Коммунальные технологии Волгограда" (ОГРН 1077757496530, ИНН 7708642054) к главе Волгограда, администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), о признании незаконным и недействующим с момента принятия нормативного правового акта, заинтересованные лица: прокуратура Волгоградской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Коммунальные технологии Волгограда" (далее - ОАО "Коммунальные технологии Волгограда", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к главе Волгограда, администрации Волгограда, в котором просит признать незаконным и недействующим с момента принятия постановления главы Волгограда от 29.02.2008 N 416 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей ОАО "Коммунальные технологии Волгограда".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2012, производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель и прокуратура Волгоградской области обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят определение суда первой инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Отзывы на кассационные жалобы в суд не представлены.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, администрации Волгограда, прокуратуры Волгоградской области, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для его отмены.
Как усматривается из материалов дела, постановлением главы Волгограда от 29.02.2008 N 416 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей ОАО "Коммунальные технологии Волгограда" были утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведение для населения и прочих потребителей г. Волгограда (далее - постановление от 29.02.2008 N 416, обжалуемое постановление).
Постановлением Главы Волгограда от 29.12.2008 N 2650 обжалуемое постановление признано утратившим силу с 01.02.2009 в связи с утверждением новых тарифов.
В Арбитражный суд Волгоградской области 12.04.2012 поступило заявление ОАО "Коммунальные технологии Волгограда", в котором общество, полагая, что постановление от 29.02.2008 N 416 принято в отсутствие надлежащего экспертного исследования обоснованности тарифов, не соответствует принципам регулирования тарифов, поскольку объем необходимой валовой выручки, заложенный при установлении тарифов, не покрыл экономически обоснованных затрат организации, противоречит статьям 2, 3, 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", не соответствует предельным минимальным и максимальным индексам, установленным органом регулирования, просит признать обжалуемое постановление незаконным и недействующим с момента принятия.
Арбитражный суд Волгоградской области установил, что постановление от 29.02.2008 N 416 является нормативным актом и рассмотрел данное дело коллегиальным составом судей с соблюдением порядка, определенного главой 23 АПК РФ, и правил о подсудности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств нарушения утратившим силу нормативным правовым актом прав заявителя, его экономических интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не представлено и прекратил производство по делу по правилам пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что судом отказано в ходатайстве о проведении судебно-бухгалтерской экспертизы по делу, направленной на проверку финансово-экономических показателей, указанных заявителем в обоснование нарушения его прав, что, по мнению общества, является ограничением его права на получение доказательств. Кроме этого, заявитель указывает, что судом не устанавливалось, соответствует ли тариф, установленный обжалуемым постановлением тому тарифу, который был запрошен ОАО "Коммунальные технологии Волгограда", соблюдена ли процедура установления тарифа.
Прокуратура Волгоградской области в своей кассационной жалобе отмечает, что для решения вопроса о том, нарушаются ли оспариваемым нормативным правовым актом права и законные интересы ОАО "Коммунальные технологии Волгограда" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, необходимо дать правовую оценку названному акту, проверить его законность, что возможно произвести исключительно в рамках рассмотрения спора по существу. Судом при рассмотрении дела не дана оценка доводам ОАО "Коммунальные технологии Волгограда" о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", поскольку при его принятии администрацией Волгограда не проведено экспертное исследование обоснованности устанавливаемых тарифов и не учтены нормативы потребления коммунальных услуг, что нарушает права общества.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 12.07.2006 N 182-О, положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 192, частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
Согласно положениям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Следовательно, определение о прекращении производства по делу об оспаривании нормативного правового акта по мотиву прекращения его действия без оценки законности нормативного акта, установившего тариф, применение которого, как утверждает общество, привело к нарушению его прав в части получения в полном размере платы за оказанные коммунальные услуги, нарушает права заявителя.
Общество не может защитить свои права, которые считает нарушенными, ни посредством оспаривания нормативного правового акта в суде, ни посредством искового производства по спору с контрагентами, поскольку суд, прекратив производство по делу, лишил его права на судебную защиту.
Названный вывод подтверждается и правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 12939/09.
При таких обстоятельствах вывод Арбитражного суда Волгоградской области о том, что оспариваемым правовым актом не нарушены права и законные интересы общества, является преждевременным.
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08..2012 по настоящему делу подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения спора по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2012 по делу N А12-8517/2012 отменить, кассационные жалобы удовлетворить.
Направить дело N А12-8517/2012 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
Согласно положениям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
...
Общество не может защитить свои права, которые считает нарушенными, ни посредством оспаривания нормативного правового акта в суде, ни посредством искового производства по спору с контрагентами, поскольку суд, прекратив производство по делу, лишил его права на судебную защиту.
Названный вывод подтверждается и правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 12939/09."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2012 г. N Ф06-7917/12 по делу N А12-8517/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3812/13
28.02.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8517/12
08.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7917/12
01.08.2012 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8517/12