г. Казань |
|
15 ноября 2012 г. |
Дело N А55-31821/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ибятовой Э.М. (протоколирование ведется с использованием систем видео-конференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),
при участии в судебном заседании с использованием систем видео -конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей: Департамента финансов администрации городского округа Самара - Зиновьева Е.А. (доверенность от 19.04.2012 (б/н); администрации городского округа Самара - Шлома А.В. (доверенность от 12.10.2011 (б/н); Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Казанцев М.В. (доверенность от 20.09.2012),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 (председательствующий судья Захарова Е.И., судии Попова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-31821/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ" (ИНН 6318100858, ОГРН 1026301503634) к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (ОГРН 1036300450086), Департаменту финансов администрации городского округа Самара (ИНН 6317000378, ОГРН 1036300660153), администрации городского округа Самара, г. Самара, обществу с ограниченной ответственностью "ГлавРосСтрой" (ИНН 6316097984, ОГРН 1056316010167) о признании недействительными торгов, муниципального контракта и применения последствий недействительности сделки, с участием заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью народной партии Российской Федерации "Ярканон", г. Астрахань, общества с ограниченной ответственностью "Векторстройпроект", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Теплотехсервис", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "ВолгаИнжинирингСпецТранс", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "УниверсалСтройСервис", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "СК Мосстрой", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Зодиак", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью проектный институт "Волгопромстройпроект", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "СМП-М", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ" (далее - ООО "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент строительства, первый ответчик), Департаменту финансов администрации городского округа Самары (далее - Департамент финансов, второй ответчик), администрации городского округа Самара (далее - администрация, третий ответчик), обществу с ограниченной ответственностью "ГлавРосСтрой" (далее - ООО "ГлавРосСтрой", четвертый ответчик) о признании недействительными торгов, проведенных Единой комиссией администрации г.о. Самара, в форме открытого конкурса по определению подрядчика на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт МОУ СОШ N 47 по ул. Г. Димитрова, 39" в г. Самаре, оформленных итоговым протоколом конкурсной комиссии от 30.11.2011 N 0342300000111000918-3; муниципального контракта от 16.12.2011 N КС-ПИР-0-0333-11, заключенного на основании решения конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по определению подрядчика на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт МОУ СОШ N 47 по ул. Г. Димитрова, 39" и о применении последствия недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными торги, проведенные Единой комиссией администрации г.о. Самара, в форме открытого конкурса по определению подрядчика на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт МОУ СОШ N 47 по ул. Г.Димитрова, 39", оформленные итоговым протоколом конкурсной комиссии от 30.11.2011 N 0342300000111001918-3 и муниципальный контракт от 16.12.2011 N КС-ПИР-0-0333-11. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд первой инстанции отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012 в части признания недействительными торгов, проведенных Единой комиссией администрации г.о. Самара и признания недействительным муниципального контракта от 16.12.2011 N КС-ПИР-0-0333-11, а также в части распределения судебных расходов отменено.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований суд апелляционной инстанции отказал.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения.
Не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012, ООО "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012.
В соответствии со статьей 153N Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Как установлено судом, Департаментом строительства был размещен муниципальный заказ - открытый конкурс по определению подрядчика на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт МОУ СОШ N 47 по ул. Г. Димитрова, 39".
Органом, осуществляющим функции уполномоченного органа, является Департамент финансов.
Администрацией был объявлен открытый конкурс по определению подрядчика на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт МОУ СОШ N 47 по ул. Г. Димитрова, 39", заказчиком по которым выступает Департамент строительства.
Исходя из условий конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта - 5 292 067,82 руб.; максимальный срок выполнения работ - 4 месяцев с момента заключения муниципального контракта.
Минимальный срок предоставления гарантий качества работ - 5 лет с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ.
ООО "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ" 22.11.2011 была подана заявка на участие в указанном конкурсе.
Рассмотрение заявок на участие в конкурсе состоялось 29.11.2011 (протокол рассмотрения заявок N 0342300000111001918-2).
По результатам рассмотрения заявок к участию в конкурсе были допущены: общество с ограниченной ответственностью народная партия Российской Федерации "Ярканон", ООО "ГлавРосСтрой", общество с ограниченной ответственностью "Векторстройпроект", общество с ограниченной ответственностью "УниверсалСтройСервис", общество с ограниченной ответственностью проектный институт "Волгопромстройпроект", общество с ограниченной ответственностью "СМП-М", общество с ограниченной ответственностью "ВолгаИнжинирингСпецТранс", ООО "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ".
29 ноября 2011 года конкурсная комиссия провела оценку и сопоставление заявок участников конкурса (протокол оценки и сопоставления заявок N 0342300000111001918-3).
Победителем конкурса был признан ООО "ГлавРосСтрой" с присвоением 47,53 балла. ООО "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ" был присвоен второй номер с присвоением 47,19 баллов.
Департаментом строительства и ООО "ГлавРосСтрой" был заключен муниципальный контракт от 16.12.2011 N КС-ПИР-0-0333-11 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт МОУ СОШ N 47 по ул. Г. Димитрова, 47" в г. Самара.
Заявитель, полагая, что оценка заявок участников конкурса произведена с нарушением обязательных правил, конкурсные заявки между собой Единой комиссией администрации г.о. Самара были сопоставлены ненадлежащим образом, лучшее предложение по качеству работ было определено неверно, как следствие - результат конкурса определен с нарушением закона, обратился в арбитражный суд.
Судебная коллегия считает, что суды обеих инстанций исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, сделали правильный вывод о том, что оценка сделанная конкурсной комиссией не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Правилам оценки заявок на участие в конкурсе на право заключать государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ" в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. По смыслу данной нормы реализация этого права должна повлечь восстановление нарушенных прав истца.
В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Как следует из материалов дела, ООО "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ" не доказало, что его права могут быть восстановлены путем удовлетворения настоящего заявления, так как в статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве последствий нарушения правил проведения торгов не установлена возможность проведения повторных торгов.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что права ООО "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ" не могут быть восстановлены путем признания недействительными открытого конкурса и муниципального контракта является обоснованным. Муниципальный контракт фактически исполнен и оплачен. Данное обстоятельство исключает возможность приведения сторон в первоначальное положение, делает невозможным проведение нового конкурса и заключения нового муниципального контракта на условиях, предусмотренных в конкурсной документации.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам и содержанию имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11 по делу N А12-21677/2010.
Наличия противоречий либо несоответствий выводов суда апелляционной инстанции установленным обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии выводов апелляционного суда имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам спора являются необоснованными.
Доводов, влияющих на законность обжалуемого судебного акта и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для его отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Поскольку при вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по делу N А55-31821/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
...
Как следует из материалов дела, ООО "ВОЛГОСТРОМПРОЕКТ" не доказало, что его права могут быть восстановлены путем удовлетворения настоящего заявления, так как в статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве последствий нарушения правил проведения торгов не установлена возможность проведения повторных торгов.
...
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам и содержанию имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11 по делу N А12-21677/2010."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2012 г. N Ф06-7760/12 по делу N А55-31821/2011