г. Казань |
|
27 ноября 2012 г. |
Дело N А12-6809/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Салиховой З.И., Мельниковой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Мачтаковой Л.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца - Саповой А.В. (удостоверение от 02.12.2011 N 112094),
ответчика - Хомутецкой О.А. ( доверенность от 10.10.2012 б/н),
третьих лиц: Правительства Волгоградской области - Варламовой А.Е. (доверенность от 05.05.2012 N 62), Комитета ветеринарии администрации Волгоградской области - Варламовой А.Е. (доверенность от 22.08.2012 N 01/06-5070),
в отсутствие:
ответчика (индивидуальный предприниматель Еременко И.В.) - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560) в интересах субъекта Российской Федерации - Волгоградская область в лице Правительства Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012 (судья Пантелеева В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Дубровина О.А., Камерилова В.А.)
А12-6809/2012
по иску заместителя прокурора Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560) к государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ИНН 3443058781, ОГРН 1043400244359), индивидуальному предпринимателю Еременко Игорю Владимировичу о признании недействительным в части договора оказания ветеринарных услуг,
третьи лица: Управление ветеринарии администрации Волгоградской области (ИНН 3444067980, ОГРН 1023403439278), Правительство Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023404444547),
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области в интересах субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице Правительства Волгоградской области (с учетом дополнений) с иском к государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных", первый ответчик), индивидуальному предпринимателю Еременко Игорю Владимировичу (далее - ИП Еременко И.В., второй ответчик) о признании недействительным по признаку ничтожности Приложения N 1 к договору об оказании ветеринарных услуг от 01.04.2011 N 21, заключенному между ИП Еременко И.В. и ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных", в части установления стоимости услуг по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ветстанция) и ИП Еременко И.В. (предприятие) заключен договор об оказании ветеринарных услуг от 01.04.2011 N 21, по условиям которого ветстанция обязуется оказать ветеринарные услуги, а предприятие принимает на себя обязательство оплачивать эти услуги на условиях настоящего договора.
В пункте 3.1 указанного договора установлено, что в соответствии с положением о порядке оплаты услуг, оказываемых учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области, утвержденным постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 (с изменениями и дополнениями), стоимость услуг, оказываемых по настоящему договору, определяется согласно смете (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Смета составляется по объемам предыдущего года, составляется на срок действия договора, и является приблизительной. Учет объемов сметы ведется отдельно по каждой номенклатуре услуг.
Стороны 01.04.2011 согласовали смету на платные услуги (Приложение N 1), в которой определили стоимость услуг ветстанции по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий: партия до 100 кг - 6 руб. 92 коп., партия 101-200 кг - 10 руб., партия 201-300 кг - 13 руб. 07 коп., партия 301-400 кг - 16 руб. 15 коп., партия 401-500 кг - 19 руб. 22 коп., каждая последующая партия в 100 кг - 5 руб. 77 коп.
Требования о признании недействительным Приложения N 1 к договору об оказании ветеринарных услуг от 01.04.2011 N 21 заявлены на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и мотивированы тем, что в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указанное Приложение является недействительным (ничтожным) как несоответствующее требованиям прейскуранта, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562, и не может быть произвольно изменена сторонами договора.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались статьями 8, 166, 168, 421, 422, 779 ГК РФ и исходили из следующего.
В соответствии с положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, станции по борьбе с болезнями животных входят в систему органов государственного ветеринарного надзора.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями, учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержден Минсельхозом России от 20.01.1992 N 227-145 и согласован с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 N 5-ф.
К платным ветеринарным услугам относятся: ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов, реализуемых на рынках, ярмарках и в других местах торговли (кроме исследования мяса на трихинеллез) и выдача ветеринарных документов (ветсвидетельства, справки, паспорта и регистрационные удостоверения).
Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии предусмотрены в статье 3 Закона Российской Федерации от 14.051993 N 4979-1 "О ветеринарии". Вопросы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на платной основе не относятся к исключительному ведению Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 7 Закона Волгоградской области от 13.09.1999 N 308-ОД "О ветеринарии" (в редакции Закона от 26.03.2010 N 2 017-ОД) глава администрации Волгоградской области утверждает прейскурант на ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области.
Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 утверждены прейскурант на платные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области и положение о порядке оплаты услуг, оказываемых учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области.
Кроме того, постановлением главы Администрации Волгоградской области от 18.05.2010 N 726 были внесены изменения в постановление главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 "Об утверждении прейскуранта на платные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области", а именно: положение о порядке оплаты услуг дополнено пунктом 10 следующего содержания: "С юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (без образования юридического лица), индивидуальными предпринимателями заключаются договоры на оказание платных ветеринарных услуг с приложением сметы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".
Таким образом, договор об оказании ветеринарных услуг от 01.04.2011 N 21 в части определения стоимости услуг в смете (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, соответствуют пункту 10 постановления главы администрации Волгоградской области от 18.05.2010 N 726.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) ветеринарные услуги не включены в перечень услуг, на которые установлено государственное регулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации, осуществляющее органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Вступившим в законную силу 01.01.2011 Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений" в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" дополнен статьями 9.1, 9.2, согласно которым государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Согласно пункту 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Из материалов дела следует, что учредителем ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" является Управление ветеринарии администрации Волгоградской области.
В соответствии с уставом ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" целью создания и предметом деятельности данного учреждения являются: осуществление государственного ветеринарного надзора на закрепленной территории, направленного на профилактику болезней и лечение животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчёл, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения.
К основным видам деятельности ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" относятся, в том числе, оказание платных ветеринарных услуг юридическим и физическим лицам.
Источниками формирования имущества и денежных средств ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" являются: бюджетные ассигнования, выручка от реализации товаров, работ и услуг, имущество, закрепляемое на праве оперативного управления, пожертвования и другие источники, не запрещенные законом.
Таким образом, ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" на момент заключения спорного договора об оказании ветеринарных услуг от 01.04.2011 N 21 являлось бюджетным учреждением.
Во исполнение постановления администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 693-п Управление ветеринарии администрации Волгоградской области издало приказ от 31.01.2011 N 4 "О порядке осуществления Управлением ветеринарии администрации Волгоградской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Волгоградской области", которым утвержден порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственного бюджетного учреждения Волгоградской области, подведомственного Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания.
Согласно данному порядку стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных расходов на их оказание.
В соответствии с пунктом 2 приказа Управления ветеринарии администрации Волгоградской области от 31.01.2011 N 4 он вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Следовательно, на дату подписания договора об оказании ветеринарных услуг от 01.04.2011 N 21 и составления сметы (Приложение N 1) действовал порядок определения платы, установленный Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений", постановлением главы администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 693-п, приказом Управления ветеринарии Волгоградской области от 31.01.2011 N 4.
Судами предыдущих инстанций установлено, что размер платы за услуги по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий, указанный в смете (Приложение N 1), установлен в соответствии с порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственного бюджетного учреждения Волгоградской области, подведомственного Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания, утвержденным приказом Управления ветеринарии администрации Волгоградской области от 31.01.2011 N 4.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 года N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
Прокурор вне зависимости от формы его участия в деле должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Между тем заместитель прокурора Волгоградской области в рамках рассматриваемого дела не представил доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов публично-правового образования - Волгоградской области в лице Правительства Волгоградской области.
Более того, как следует из пояснений представителя Правительства Волгоградской области, оспариваемым Приложением N 1 к договору об оказании ветеринарных услуг от 01.04.2011 N 21 каких-либо нарушений прав данного субъекта Российской Федерации не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что суд апелляционной инстанции ошибочно сослался на то, что суд первой инстанции указал на недопустимость предъявления прокурором иска в интересах конкретного лица - ИП Еременко И.В., однако, это не привело к принятию неправильного судебного акта.
Из материалов дела следует, что заместителем прокурора Волгоградской области предъявлен иск в арбитражный суд в интересах субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице Правительства Волгоградской области к ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных", ИП Еременко И.В.
Также в тексте решения суда первой инстанции от 22.06.2012 не указано на то, что заместителем прокурора Волгоградской области иск предъявлен в интересах конкретного лица - ИП Еременко И.В.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу N А12-6809/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 2 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 года N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2012 г. N Ф06-8522/12 по делу N А12-6809/2012