г. Казань |
|
22 ноября 2012 г. |
Дело N А12-6802/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Салиховой З.И., Филимонова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Мачтаковой Л.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца - Саповой А.В., удостоверение от 02.12.2011 N 112094,
ответчика - Хомутецкой О.А., доверенность от 10.10.2012 б/н,
третьих лиц: Правительства Волгоградской области - Варламовой А.Е., доверенность от 05.05.2012 N 62, Комитета ветеринарии администрации Волгоградской области - Варламовой А.Е., доверенность от 22.08.2012 N 01/06-5070,
в отсутствие:
третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560) в интересах индивидуального предпринимателя Набиевой В.П., субъекта Российской Федерации - Волгоградская область в лице Правительства Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012 (судья Аниськова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
А12-6802/2012
по иску заместителя прокурора Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560) в интересах индивидуального предпринимателя Набиевой Валентины Павловны (ИНН 342602174996, ОГРН 307345803300034), субъекта Российской Федерации - Волгоградская область в лице Правительства Волгоградской области, к государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ИНН 3443058781, ОГРН 1043400244359), третьи лица: Управление ветеринарии администрации Волгоградской области (ИНН 3444067980, ОГРН 1023403439278), Правительство Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023404444547), Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) о признании недействительным в части договора оказания ветеринарных услуг,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области в интересах индивидуального предпринимателя Набиевой Валентины Павловны (далее - ИП Набиева В.П.), субъекта Российской Федерации - Волгоградская область в лице Правительства Волгоградской области с иском к государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ответчик, ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных") о признании недействительным (ничтожным) приложения N 1 к договору об оказании ветеринарных услуг от 13.01.2011 N 234, заключенного между ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" и ИП Набиевой В.П., в части установления стоимости услуг по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Заявитель кассационной жалобы указал на несоответствие выводов, содержащихся в принятых судебных актах, обстоятельствам дела, на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (исполнитель) и ИП Набиевой В.П. (заказчик) заключен договор от 13.01.2011 N 234 (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязался оказать ветеринарные услуги, а заказчик - оплачивать эти услуги на условиях настоящего договора (пункт 1.1 договора).
В пункте 3.1 договора определено, что в соответствии с Положением о порядке оплаты услуг, оказываемых учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области, утвержденным постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 (с изменениями и дополнениями), стоимость услуг, оказываемых по настоящему договору, определяется согласно смете (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Смета составляется по объемам предыдущего года на срок действия договора и является приблизительной. Учет объемов сметы ведется отдельно по каждой номенклатуре услуг.
Из материалов дела усматривается, что 13.01.2011 сторонами согласована смета на платные услуги (приложение N 1), в которой определена стоимость услуг ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий.
Требования о признании недействительным приложения N 1 к договору об оказании ветеринарных услуг заявлены на основании статьи 52 АПК РФ и мотивированы тем, что в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указанное приложение является недействительным (ничтожным) как несоответствующее требованиям прейскуранта, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562, что стоимость на оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области услуги определена нормативным правовым актом и не может быть произвольно изменена сторонами договора.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции, правомерно руководствовались статьями 8, 166, 168, 421, 422, 779 ГК РФ и исходили из следующего.
Из материалов дела следует, что ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" на момент заключения спорного договора являлось бюджетным учреждением.
Согласно Уставу ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" его учредителем является Управление ветеринарии администрации Волгоградской области.
Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями, учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержден Минсельхозом России от 20.01.1992 N 227-145 и согласован с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 N 5-ф.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" ветеринарные услуги не включены в перечень услуг, на которые установлено государственное регулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации, осуществляющее органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 7 Закона Волгоградской области от 13.09.1999 N 308-ОД "О ветеринарии" (в редакции Закона от 26.03.2010 N 2 017-ОД) глава администрации Волгоградской области утверждает прейскурант на ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 были утверждены прейскурант на платные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области, и положение о порядке оплаты услуг, оказываемых учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области.
Также постановлением главы администрации Волгоградской области от 18.05.2010 N 726 внесены изменения в постановление главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 "Об утверждении прейскуранта на платные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области", а именно: положение о порядке оплаты услуг дополнено пунктом 10 следующего содержания: "с юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (без образования юридического лица), индивидуальными предпринимателями заключаются договоры на оказание платных ветеринарных услуг с приложением сметы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".
Вступившим в законную силу с 01.01.2011 Федеральным законом Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений" внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), который дополнен, в частности, статьями 9.1 и 9.2.
Согласно пункту 4 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Во исполнение постановления администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 693-п Управление ветеринарии администрации Волгоградской области издало приказ от 31.01.2011 N 4 об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственного бюджетного учреждения Волгоградской области, подведомственного Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а так же в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания.
Согласно данному порядку стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных расходов на их оказание.
Приказ Управления ветеринарии администрации Волгоградской области от 31.01.2011 N 4 вступил в силу со дня его подписания и распространил свое действие с 01.01.2011.
Таким образом, на дату подписания договора об оказании ветеринарных услуг и составления сметы к данному договору действовал порядок определения платы, установленный Федеральным законом Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений", постановлением администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 693-п, приказом Управления ветеринарии Волгоградской области от 31.01.2011 N 4.
Размер платы за услуги по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий, указанный в смете (приложении N 1) к договору, установлен в соответствии с порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных", подведомственного Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания, утвержденным начальником Управления ветеринарии администрации Волгоградской области, что свидетельствует о нормативной обоснованности оказания учреждением услуг.
Таким образом, судами предыдущих инстанций установлено, что договор в части определения стоимости услуг в смете (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, соответствует пункту 10 постановления главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано на то, что в соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ и разъяснениями, изложенными в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", предъявление прокурором иска в интересах ИП Набиевой В.П. недопустимо.
Также истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов публично-правового образования - Волгоградской области в лице Правительства Волгоградской области, в том числе, и в интересах которого заместителем прокурора Волгоградской области предъявлен настоящий иск.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит обоснованными выводы судов предыдущих инстанций об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что порядок определения платы вступил в законную силу с 01.01.2012, а не с 01.01.2011, подлежит отклонению, поскольку противоречит тексту приказа от 31.01.2011 N 4, которым утвержден вышеуказанный порядок.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу N А12-6802/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер платы за услуги по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий, указанный в смете (приложении N 1) к договору, установлен в соответствии с порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных", подведомственного Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания, утвержденным начальником Управления ветеринарии администрации Волгоградской области, что свидетельствует о нормативной обоснованности оказания учреждением услуг.
Таким образом, судами предыдущих инстанций установлено, что договор в части определения стоимости услуг в смете (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, соответствует пункту 10 постановления главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано на то, что в соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ и разъяснениями, изложенными в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", предъявление прокурором иска в интересах ИП Набиевой В.П. недопустимо."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2012 г. N Ф06-8419/12 по делу N А12-6802/2012