г. Казань |
|
27 ноября 2012 г. |
Дело N А72-10816/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.04.2010 (судья Рыбалко И.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Буртасова О.И., Демина Е.Г.)
по делу N А72-10816/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис", г. Ульяновск, при участии третьего лица - Министерства экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, о взыскании 43 649 275 руб. 78 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - истец, ОАО "ВТГК") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис" (далее - ответчик, УМУП "Городской теплосервис") о взыскании основного долга по тепловой энергии, потребленной за период с августа 2011 года по сентябрь 2011 года в размере 43 649 275,78 руб.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономики Ульяновской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.04.2012 по делу N А72-10816/2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 30.11.2006 между ОАО "ВТГК" (энергоснабжающей организацией) и УМУП "Городской теплосервис" (абонентом) заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 70001т/1, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
25.12.2006, 26.01.2007, 09.02.2007 стороны согласовали условия договора от 30.11.2006 N 70001т/1 в протоколах разногласий и согласования разногласий.
20.09.2007, 27.09.2007, 25.03.2008, 13.05.2008, 11.08.2008, 25.11.2009, 01.12.2009, 25.10.2010, 01.12.2010 стороны подписали дополнительные соглашения N 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 12, 14, соответственно, об изменении условий договора в части.
Приложениями N 2 и N 3 к договору на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 30.11.2006 N 70001т/1 стороны согласовали договорные объемы поставок тепловой энергии и теплоносителя и акты разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Наличие долга за поставленные услуги по подаче тепловой энергии, потребленной за период с августа по сентябрь 2011 года в размере 43 649 275 руб. 78 коп., послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, применив к спорным правоотношениям нормы статей 309, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Также судом апелляционной инстанции обосновано не приняты доводы ответчика в части неправомерности взыскания с него стоимости теплоносителя.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческим организациям, независимо от их организационно-правовой формы, подлежат государственному регулированию.
Согласно письму Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области от 21.07.2011 N 06-1568 тариф на теплоноситель на 2011 год Министерством экономики Ульяновской области не утверждался в связи с отсутствием методических указаний по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с договором от 30.11.2006 N 70001т/1, условиями которого предусмотрено, что изменение стоимости невозвращенного теплоносителя оформляется дополнительным соглашением между сторонами, ОАО "ВТГК" и УМУП "Городской теплосервис" 01.12.2010 дополнительным соглашением N 14 согласовали цену на теплоноситель на 2011 год в размере 21,96 руб.
Кроме того, письмом от 25.11.2010 N 06-2539 Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области согласовал цену на химически очищенную воду (теплоноситель), отпускаемую в 2011 году ОАО "ВТГК", в размере 21,96 руб. за тонну без учета налога на добавленную стоимость.
Отсутствие тарифа не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. В таком случае энергоснабжающая организация обязана доказать экономическую обоснованность стоимости теплоносителя. В рассматриваемом случае таким экономическим обоснованием является согласование стоимости теплоносителя Департаментом по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.
Уполномоченными органами в сфере регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики в регионах являются региональные службы по тарифам.
В соответствии с должностным регламентом директора Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области утвержденного 19.03.2009 должность государственной гражданской службы Ульяновской области - директор Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области учреждается в Министерстве экономики Ульяновской области с целью обеспечения руководства деятельностью департамента и обеспечения реализации возложенных на министерство задач и функций по проведению единой государственной политики по вопросам ценообразования.
Следовательно, ссылка УМУП "Городской теплосервис" на то, что Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области не является уполномоченным органом по согласованию стоимости тонны химически очищенной воды, таким органом согласно действующему законодательству признается Министерство экономики Ульяновской области, правомерно признана судом апелляционной инстанции необоснованной.
Таким образом, выводы арбитражных судов соответствуют требованиям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность принятия решения арбитражного суда и постановления арбитражного апелляционного суда по настоящему делу.
Фактически кассационная жалоба направлена на переоценку представленных в дело доказательств, его обстоятельств и сделанных арбитражными судами выводов, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах при правильном применении арбитражными судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 по делу N А72-10816/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, применив к спорным правоотношениям нормы статей 309, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Также судом апелляционной инстанции обосновано не приняты доводы ответчика в части неправомерности взыскания с него стоимости теплоносителя.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческим организациям, независимо от их организационно-правовой формы, подлежат государственному регулированию.
...
В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
...
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2012 г. N Ф06-8749/12 по делу N А72-10816/2011